К началу июня органы АПК регионов должны представить в Минсельхоз России сведения об инвентаризации мелиоративных земель. Это прямо связано с разработкой долгосрочной программы мелиоративных работ в стране.

Вряд ли надо много говорить о том, что определенный всплеск внимания власти к орошению-осушению рожден итогами 2010 года. Острозасушливое во многих регионах минувшее лето все же заставило задуматься: а что же натворили с самой ценной частью российских сельхозугодий?

И есть о чем задуматься.

Оно и в советские времена отношение к мелиоративному фонду было далеко от идеала. Непродуманное осушение болот, заиливание каналов, засоление поливных площадей из-за неумелого их удобрения, применение устаревших методов полива и дренажа, – вот лишь некоторые претензии к мелиораторам того времени. Все так. Тем не менее общий, как теперь выражаются, тренд в состоянии мелиорации был явно положительным, особенно после принятия общегосударственной программы мелиорации.

По данным экспертов, в 1990 году площадь мелиорируемых сельскохозяйственных угодий достигла в России своего максимума и составляла 11,5 млн га ( в том числе 6,1 млн –орошаемых, 5,4 млн – осушаемых) - 9,9% от общей площади пашни. На мелиорированных землях производилось 16 % растениеводческой продукции, весь объем риса, около 6 млн т зерна, 5,4 млн т овощей, 1,3 млн т картофеля, большой объем кормов. Продуктивность орошаемого гектара в целом по России к началу 90-х годов составляла 4,2 - 4,6 т корм. ед., что в засушливые годы в 4 - 5 раз превышало урожайность на богаре. Урожайность осушаемых земель была в 1,4 - 2 раза выше, чем на не мелиорированных землях (2,5 - 3,2 т корм.ед.).

Кризис в аграрном секторе с начала 1990-х годов особенно сильно сказался на мелиоративном фонде, и в количественном и качественном отношении. Площади орошаемых и осушенных земель сократились и к настоящему времени составляют порядка 7% от общей площади пашни. Но еще более угрожающе выглядит агромелиоративное состояние этих угодий.

Вот некоторые данные, приведенные на недавнем заседании подкомиссии по производству сельскохозяйственной продукции и ее переработке Комиссии Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по АПК. Сегодняшняя продуктивность орошаемых и осушенных полей в 3 - 5 раз ниже потенциально возможной. И трудно ожидать иного результата при нынешнем состоянии мелиоративного фонда. На 0,8 млн га наблюдается заболачивание, на 1,3 млн – подтопление и затопление полей, на 0,4 млн – вторичное засоление и осолонцевание, на 1,7 млн - повышенная кислотность почв, 0,7 млн га заросли кустарником, мелколесьем. Износ основных фондов оросительных систем в целом по Российской Федерации составляет порядка 70 %. В 2009 году из 4,3 млн га орошаемых земель поливалось только 2,63 млн, а из 4,8 млн га осушаемых земель эффективно используется в сельхозпроизводстве не более 1,1 млн га.

Высокая степень изношенности фактически означает, что мелиорируемые земли свои задачи не выполняют и будут выбывать из оборота, констатируют эксперты. И делают вывод: требуется не просто увеличение площади мелиорируемых земель, а их техническое перевооружение или реконструкция с использованием инновационных энергосберегающих технологий.

После двух подряд засушливых лет (2009-го, а особенно 2010 г.) актуальность проблемы поняли и в Правительстве. Пошли разговоры о необходимости разработки федеральной целевой программы «Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель России на период до 2020 года». Проект концепции будущего документа, опубликованный на сайте Минсельхоза РФ, неоднозначно оценивается специалистами.

С одной стороны, вселяет надежду возвращение внимания к важнейшему фактору интенсификации АПК. Реализация концепции делает упор не столько на рост площадей (площадь орошаемых земель к концу периода вырастет до 4,9 млн га), сколько на инновационное использование всего мелиоративного фонда. Предполагается увеличение средней продуктивности кормовых культур на орошаемых землях с 2,9 до 6,5 т корм. ед./га и на осушаемых с 2,1 до 4,7 т.к.е./га. Важен и социальный фактор – создание около 700 тыс. новых рабочих мест. Отмечается и такая особенность документа: в будущей программе государственные расходы на проведение комплексных мелиораций будут относиться к мерам «Зеленой корзины». А это означает допустимую форму государственной поддержки в сфере сельского хозяйства, позволяющей наращивать расходы на мелиорацию без риска нарушения правил вступления и работы в рамках Всемирной торговой организации.

В то же время большие сомнения экспертов вызывает финансовое обеспечение будущей программы. Пока что предполагается, что мероприятия по мелиорации будут на 30% финансироваться из федерального бюджета, на столько же из бюджетов регионов, а 40% должны внести сами сельхозпроизводители. В мировой практике пропорции другие: в США господдержка составляет 70%, в соседней Белоруссии – 100%. Между тем основная часть субъектов федерации в России – дотационные, а средняя рентабельность сельхозпроизводства без дотаций – нулевая или минусовая. И может получиться так, что федеральные деньги позволят довести до ума крупные гидротехнические сооружения и магистральные каналы, а внутрихозяйственная сеть, находящаяся на балансе регионалов, останется в прежнем состоянии. Стало быть общий эффект инвестиций окажется нулевым.

Участники заседания в РСПП предложили Минфину России, Минэкомразвития России и Минсельхозу России проработать вопрос увеличения доли государственного финансирования мероприятий по мелиорации сельскохозяйственных земель. Пока финансисты активно возражают. Но вот в Волгограде на днях премьер-министр Владимир Путин, признав остроту проблемы мелиорации, сообщил, что сейчас готовится «проект закона, в котором предусматривается 50-процентное участие государства в расходах на мелиорацию».

Лед тронулся, аграрии услышаны?

Посмотрим.

Источник: Юрий Савин «Крестьянские ведомости»