Аграрии юга России бьют тревогу: вот-вот начнется новая уборка зерновых, а прошлогодняя пшеница до сих пор занимает хранилища. А все из-за эмбарго на экспорт.
Москва объявила о его введении летом прошлого года, после того как небывалая жара и засуха уничтожили более одной пятой урожая в стране. Сегодня Российский зерновой союз призывает срочно отменить запрет на вывоз зерна, который действует до 1 июля 2011 года. Огромное количество злаковых просто-напросто гниет в закромах, пишет «Комсомольская правда».
Больше всего излишков скопилось в Ростовской области, Ставропольском и Краснодарском краях. Только на Кубани в прошлом году собрали более восьми миллионов тонн урожая, предназначенных для экспорта. И сейчас, когда кладовые должны быть пустыми, более двух миллионов тонн продовольствия осело на элеваторах и в амбарах фермеров. Если в ближайшее время не продадим ни зернышка, потерям десять миллиардов рублей.
Специалисты опасаются, что после уборки столкнутся с проблемой хранения зерна, и тогда «светят» и количественные, и качественные потери урожая.
- Досрочное снятие эмбарго жизненно необходимо, - восклицают фермеры Староминского района. - Мы просто-напросто не можем реализовать свою продукцию. Хотели продать урожай по хорошей цене и решили оставить до лучших времен, а теперь опасаемся, что он так и сгниет в закромах. Покупателя нет, к тому же цены на пшеницу стали ползти вниз.
- Наше зерно всегда было направлено на сбыт за границу, - рассуждает руководитель одного из АПК Каневского района. - А тут этот запрет. У нас проблем с урожаем из-за прошлогодней засухи толком не было. С этой бедой столкнулись другие районы. Чиновники края предложили пшеницу пострадавшим от жары регионам, но интереса никто не проявил. Возможно, некоторые хозяйственники сознательно завышали данные о потери урожая, рассчитывая на поддержку от государства. Скопились излишки.
Сейчас аграрии должны чистить элеваторы и зернохранилища под будущий урожай.
Запасов не до потолка, но достаточно, - говорят на элеваторе станицы Новоминской. - Пшеница все еще у нас. Она, конечно, не пропадет, ведь условия для хранения у нас хорошие. А вот в частных хозяйствах проблемы могут быть. Местные фермеры, услышав цену, возвращаются восвояси. Тонна III класса стоит меньше пяти тысяч рублей. Это мало. Ведь им нужно раздать долги, оплатить кредиты банкам, купить материал для последующей посевной, топливо.
Работа всех зерновых хранилищ края в буквальном смысле остановилась. В Новороссийске тоже страдают от запрета.
- У нас эмбарго, - только и сказали в пресс-центре зернового терминала города.
Тем временем власти просят если не отменить эмбарго, то ввести квоты на вывоз за границу, чтобы реализовать хотя бы часть урожая 2010 года.
Источник: Агентство АгроФакт