О росте цен на ГСМ в последние годы не говорил только ленивый аналитик. Ну, в самом деле, не нужно ждать очередных сводок Росстата, чтобы на своем кошельке, точнее по степени его «похудания» после очередной автозаправки убедиться в том, что заправить свой автомобиль вскорости некоторые водители просто не смогут – будет не на что.
За последний год цены на ГСМ в России повышались практически каждую неделю. Так, с конца января 2010 года литр солярки подорожал на 45%, а бензин Аи-92 – на 20%! Интенсивный рост цен на топливо обусловлен стремительным увеличением налоговой и акцизной нагрузок на нефтепродукты. Сейчас до 70% стоимости бензина, которую мы оплачиваем, составляют налоги и сборы в пользу государства.
До 2013 года включительно акцизы и налог на добычу полезных ископаемых будут только повышаться. А значит, будут значительно дорожать все виды продуктов питания и услуг, грузовые и пассажирские перевозки, услуги ЖКХ и товары первой необходимости. Согласно бюджетным прикидкам, которые уже приняты Госдумой в трехлетнем бюджетном финплане, несложно сосчитать, что к 2014 году стоимость солярки должна возрасти до 30 рублей.
А вот какой должна быть «справедливая цена» на ГСМ?
Некоторые известные эксперты, экономисты, академики от экономики полагают, что при правильном подходе к системе ценообразования, с учетом жизненных реальностей среднего российского потребителя литр 92-го бензина на колонке должен стоить 10, ну, максимум, 15 рублей.
Об этом шла речь на конференции, посвященной различным аспектам стоимости ГСМ, которая прошла в конце прошлой недели в семи городах России (Москва - Санкт-Петербург - Екатеринбург – Ростов-на-Дону – Самара – Новосибирск – Волгоград), дебаты транслировались в режиме on-line в сети Интернет. Поэтому организаторы смело могли заявить, что этот форум – общероссийский. И, как выяснилось в ходе дебатов главную идею конференции – «Есть ли предел топливному беспределу?» - разделяют не только инициаторы форума (Партия дела), но и представители других политических и общественных объединений, включая некоторые думские партии.
Приведем лишь некоторые идеи, мысли и факты, прозвучавшие в докладах видных специалистов как самой нефтяной отрасли, так и представителей экспертного сообщества.
Литр бензина в России стоит в 40 раз дороже, чем в Венесуэле, в 4 раза – чем в Туркмении, в 5 раз, чем в Саудовской Аравии и на 2 рубля дороже, чем в США. При этом тарифы на газ и электроэнергию ежегодно административным порядком поднимаются на 15 – 20%.
Россия добывает почти 500 млн тонн нефти. При этом внутреннее потребление составляет лишь четверть от этого объема. Но, что еще больше подчеркивает ущербность наших нефтяных дел, основную массу российского нефтяного экспорта составляют не продукты переработки, а сырая нефть.
Один из серьезных выводов, сделанных на форуме: государство не использует имеющиеся финансовые, административные и организационные возможности, чтобы сделать энергоресурсы внутри страны доступными, и тем самым разрушает нашу экономику, делает ее неконкурентоспособной, опустошает и без того тощие карманы наших семей. Принятый текст обращения после учета некоторых замечаний и предложений будет направлен во все руководящие инстанции России – от Президента и Председателя Правительства до губернаторов и депутатов.
Как хотелось бы, чтобы эти голоса были хоть когда-то услышаны!
Кстати, в тот же день и час неподалеку от места проведения общественно-гражданского форума свой сбор проводили как раз представители нефтедобывающей и нефтяной отрасли. Прибывшие оттуда «перебежчики» рассказали в кулуарах, что было там скучно и грустно. Сплошные жалобы на сложности и тяжелую судьбу отрасли, а также просьбы сократить налогообложение предприятий и компаний…
И еще.
Для многих очевидно, что 5 – 6 основных компаний «нефтянки» с удивительной согласованностью поднимают ценники при оптовых поставках. ФАС, заместитель руководителя которой активно участвовал в работе форума, возбудила и возбуждает немало расследований в отношении этих структур по признакам картельных или других сговоров. Некоторые из них доходят даже до судебных решений.
Вот только так устроена наша российская система, что размер штрафа составляет от одного до пятнадцати процентов от полученной неправедным путем прибыли. Если вспомнить, что годовая прибыль нефтегиганта может составить до $50 млрд, жалко ему, что ли отстегнуть какой-то один процентишко родному государству.
Ведь ущерб потребителю возмещать никто не обязан. Нет в России такого закона!
Источник: Константин Мезенцев «Крестьянские ведомости»