Рост цен на мировых рынках продолжается. Неурожай, спекулянты, политическая нестабильность на Ближнем Востоке и вообще в арабском мире, а теперь еще и стихийные бедствия в Японии – все это важные факторы, способствующие сохранению подобной тенденции. А что должно произойти, чтобы ситуация изменилась, возможно ли это в принципе? На эту тему высказался признанный авторитет, руководитель вашингтонского «Института политики Земли» Лестер Браун.
Вот что он отмечает. В прошлом году в мире было получено 2 180 млн тонн зерна. Потребление составило 2240 млн тонн. Переходящие запасы сократились на 60 млн тонн. В нынешнем году потребление возрастет примерно на 40 млн тонн. Значит, для покрытия недостачи всего нужно будет не менее 100 млн тонн сверх урожая прошлого года. И это только для сохранения привычного баланса.
А чтобы цены упали, скорее всего, потребуется еще 50 млн тонн. Можно ли собрать урожай на 150 млн тонн больше, чем год назад? Вообще – то можно, уверен Л. Браун, такие скачки за прошедшие 10 лет отмечались дважды, но вряд ли такое получится в нынешнем году.
90% мировых зерновых – это рис, пшеница и кукуруза. Рис хорош тем, что выращивается с помощью орошения, и поэтому меньше зависит от капризов погоды. Год назад произвели 452 млн. тонн. Вообще же ежегодный прирост производства риса – 7 млн тонн в год. Предположим, что в нынешнем году прирост составит 10 млн тонн.
Оценивать предполагаемый урожай пшеницы – основной зерновой культуры, сложнее. Многое зависит от дождей, температур, прочих факторов.
Половину мирового производства пшеницы дают четыре страны – Китай, Индия, США и Россия. В Китае зимой была засуха, поэтому, вероятней всего, пшеницы будет получено меньше – около 110 млн тонн по сравнению со 115 млн тонн прошлого года. Официальный прогноз Индии - порядка 82 млн тонн.
Минсельхоз США считает, что урожай пшеницы будет на уровне 56 млн тонн. Это меньше, чем прошлогодний урожай в 60 млн тонн. Причина – зимняя засуха в некоторых районах.
Россия. Поскольку в прошлом году был получен очень низкий урожай – всего 42 млн тонн пшеницы, то в 2011 он вполне может резко вырасти. Правда, из-за засухи прошлого года посевы озимых сократились на 20%. А яровые, как известно, дают меньший урожай. При небольшом везении, отмечает Л. Браун, пшеницы в России может быть получено около 58 млн тонн.
Если суммировать все страны, то вполне по силам получить пшеницы больше, чем в прошлом году. Есть разные оценки, но Л. Браун предлагает взять за основу 665 млн тонн.
Кукуруза. Здесь тон задают всего две страны – США и Китай. Они производят 40% и 20% мирового показателя соответственно. Мировой сбор кукурузы – около 814 млн тонн. США вполне могут увеличить производство на 25 млн тонн. Китай собирает около 165 млн тонн каждый год. Вряд ли он получит кукурузы в этом году больше. Остаются другие страны, производящие 40% всей кукурузы. Предположим, они получат на 15 млн тонн больше. Тогда всего в мире кукурузы будет выращено и собрано на 40 млн тонн больше.
Что же получается в итоге, спрашивает Л. Браун? Чтобы сохранить нынешнюю ситуацию, понадобится дополнительно 100 млн. тонн зерна, а для восстановления внешней стабильности – 150 млн тонн.
Теперь американский профессор предлагает посмотреть на структуру спроса на зерно. Здесь налицо три фактора: рост численности населения мира, изменение структуры питания и использование зерна, как говорится, не совсем по назначению. Итак: 80 млн человек – это ежегодный прирост населения Земли, порядка 3 млрд человек – это те, кто уже «продвинулся по продовольственной цепочке» (потребляет больше мяса, для получения которого зерна требуется еще больше) и наконец – продолжается широкое использование зерна в США для получения биотоплива - этанола.
Возникает сложное уравнение, и учитывать надо как спрос, так и предложение.
А с предложением зерна на мировом рынке тоже немало трудностей. Когда-то во многих странах отмечался рост предложения, росли урожаи. Сейчас из-за эрозии почв и исчерпания водных ресурсов положение изменилось.
В 18 странах мира, где проживает половина населения планеты, водные ресурсы используются чрезмерно. Запасы воды истощаются. Это не только арабские страны. По оценке Всемирного банка, 175 млн жителей Индии используют зерно, выращенное за счет чрезмерного использования воды. В Китае таких не менее 130 млн человек.
И в развитых странах есть проблемы. Прироста производства за счет внедрения новой технологии уже часто не отмечается. Так, в Японии урожайность риса не увеличивается уже 16 лет. Скоро такое может повториться и в Китае.
Во Франции урожайность пшеницы сохраняется на прежнем уровне уже десять лет. Не растет она и в Германии, и в Англии. В других местах не лучше. Так, не растет урожайность пшеницы и в Африке, в частности, в Египте.
Что получается в итоге? На что реально рассчитывать?
На данный момент (начало марта 2011), подчеркивает Л. Браун, все же маловероятно, что мы получим в нынешнем году урожай зерна на 100 млн тонн выше, чем в прошлом году. А ведь это нужно, чтобы сохранить нынешнее не очень хорошее положение. Наоборот, более вероятно, что запасы сократятся еще больше. Возможно, что в предстоящие месяцы удастся избежать роста мировых цен, но опять же, указывает известный ученый, это маловероятно.
Источник: Николай Худяков «Крестьянские ведомости»