Африканская чума свиней все время выбивается за пределы стационарно-неблагополучной зоны, которую ей отвели в России. Считается, что в Южном федеральном и Северо-Кавказском федеральном округах АЧС обосновалась достаточно прочно. И каждая новая вспышка в других регионах вызывает у Россельхознадзора – тревогу, у региональных чиновников – досаду: надо же, ну почему именно нам не повезло?
Новая вспышка АЧС зарегистрирована 18 февраля в Нижегородской области, в одном из личных подсобных хозяйств в городе Дзержинск. Предварительный диагноз был поставлен Областной ветеринарной лабораторией в этот же день и несколькими часами позже был подтвержден Национальной референс-лабораторией по АЧС - ВНИИ Ветеринарной Вирусологии и Микробиологии (г. Покров, Владимирская обл.), сообщила пресс-служба Россельхозенадзора.
В тот же день, 18-го февраля, заместитель руководителя Россельхознадзора, главный Госветинспектор РФ Николай Власов констатировал на пресс-конференции, что «рассчитывать на управляемость инфекции пока не приходится».
Итак, диагноз ветеринарный: АЧС. Диагноз административный: превалирование региональных экономических интересов над интересами национальной безопасности. Показания к лечению этой «болезни» - выстраивание абсолютно четкой и строгой вертикали ветеринарных органов, к чему неоднократно призывал и сайт AgroNews.ru. То есть, приведение ветеринарного законодательства в строгое соответствие с масштабами рисков, которые несет в себе любая эпизоотия. Не обязательно АЧС. Существует масса не менее страшных «животных» болезней, которые наносят колоссальный урон экономике страны. Например, бруцеллез или туберкулез. Они, по сообщениям пресс-службы Россельхознадзора, тоже отнюдь не стоят на месте, а только ширятся.
Кстати, африканская чума свиней, если не предпринимать
никаких мер, распространяется по стране со скоростью 300-
Проблема состоит еще и в том, что существует два принципиально разных подхода к оценке рисков, которые несут ветзаболевания. Причем, оба подхода - государственные. Один олицетворяют чиновники, в том числе и высшие, Минэкономразвития. Они считают, что устранение административных барьеров (сиречь, меньше диктата государства, меньше проверок) – единственно верный путь развития бизнеса, в том числе и в АПК тоже.
Другой подход – это взгляд ветеринарных чиновников и ветеринарных врачей, которые считают, что в бизнесе, связанном с животноводством, наличие административного барьера в виде неподкупного и профессионального ветврача и есть единственное средство уберечь людей и животных от страшных болезней, а экономику – от ущерба.
Пока этот системный спор не будет решен каким-нибудь внешним арбитром (им может быть председатель правительства, например), крестьяне и потребители продовольствия (то есть, все мы) будут шарахаться от очередного окрика: «Внимание! Вспышка в Нижнем!».
Источник: Михаил Петров «Крестьянские ведомости»