С погодой человечество пока что ничего поделать не может, а бороться с негативными явлениями неприродного происхождения вполне по силам.
Рост цен – неприятное явление, но, по мнению многих авторитетных деятелей, гораздо опаснее резкие скачки цен, оказывающие разрушительное влияние на политическую обстановку в бедных странах, и особенно в странах, импортирующих продовольствие.
Как известно, для борьбы с финансовым кризисом была создана так называемая «группа 20», объединяющая страны, дающие основную долю промышленного и сельскохозяйственного производства, а также располагающие практически всеми капиталами, за небольшим исключением. Достаточно сказать, что на страны «Группы 20» приходится 85% мирового ВВП.
В нынешнем году председательствовать в «Группе 20» будет Франция. От ее позиции во многом будет зависеть повестка дня. К тому же Франция представляет и Европейский союз, поэтому ее голос становится еще более весомым.
Позицию этой страны изложил недавно на пресс– конференции президент Н. Саркози.
Что нужно сделать для выхода из кризиса?
Н. Саркози предлагает начать поиски вариантов создания новых валютных механизмов, системы контроля за движением финансовых средств и недопущения резких колебаний в функционировании товарных рынков, особенно продовольственных.
Это первоочередная задача. Французский президент пояснил, почему дело обстоит именно так, и привел конкретные примеры. Так, за 40 последних лет было отмечено 125 банковских кризисов, но чаще всего они происходили в последние 20 лет.
Начиная с 1990 года, случилось 42 кризиса, когда капитал неожиданно «исчезал» (происходил его отток). Так, в ходе кризиса 2008 – 2009 гг. финансовые потоки азиатских стран сократились вдвое буквально за несколько недель. В таких условиях, считает Н. Саркози, предпринять ничего невозможно.
Но это еще не все. В настоящее время на валютных биржах количество сделок и их объемы постоянно растут. Ежедневно их совершается на 4 трлн долл.
Колебания происходят и на товарных рынках. Например, в
На аграрных рынках колебания цен за 20 лет увеличились в три раза. Одновременно на рынки пришел финансовый (вернее, спекулятивный) капитал.
А продовольствия требуется больше ввиду перспективы роста населения мира. Вот почему Франция предлагает не отказываться от Единой сельскохозяйственной политики ЕС.
Франция отмечает, что с начала последнего кризиса в
банковском секторе удалось многое сделать для наведения порядка. Одних только
соглашений по обмену информацией по противодействию неуплате налогов с
Почему бы не ввести налог на всевозможные трансакции и финансовые операции?
Франция предлагает регулировать финансовые и товарные рынки, поскольку некоторые из них не защищены от манипуляций и злоупотреблений, так как нет правил. Разве это нормально, если будет регулирование на финансовых рынках, а от регулирования деривативов на аграрных рынках откажутся? – поинтересовался Н. Саркози?
«Дефицит подпитывает спекуляции, а спекуляции подпитывают дефицит», - сказал Саркози.
(Бывший министр сельского хозяйства Франции Мишель Барниер предложил недавно покончить со спекуляциями на товарных рынках. В частности, он предложил участникам торгов раскрывать свои позиции, ввести ограничения на крупных торговцев и создать механизмы, которые позволили бы вмешиваться для прекращения спекуляций.)
Для предотвращения голодных бунтов надо обеспечить предсказуемость, прозрачность товарных рынков, где физически продается то же продовольствие. Должны быть единая база данных о запасах, потреблении продовольствии, о перспективах, как это сделано в нефтяной отрасли.
Продовольствие для оказания международной помощи, тем более, чрезвычайной продовольственной помощи, не должно закупаться за полную цену. Естественно, не должно быть экспортных ограничений в отношении поставок закупленного таким образом продовольствия. Министры сельского хозяйства несут огромную ответственность за деятельность «двадцатки», заключил французский президент.
Источник: Николай Худяков «Крестьянские ведомости»