Если бы Россия в прошлом году не ввела запрет на экспорт своего зерна из-за неурожая, то сегодня, вероятнее всего, запрет (либо существенные ограничения) на его ввоз ввели бы все зарубежные покупатели. И все из-за риска распространения африканской чумы свиней. Это предположение отнюдь не умозрительное, как кому-то может показаться. Уже через полгода оно рискует быть реализованным. К середине лета станет ясно, достаточны ли переходящие запасы зерна для того, чтобы снова открыть зерновой экспорт. Вот тут-то чума свиней и «скажет» свое веское слово.
Изменить ситуацию в лучшую сторону может только полная и окончательная победа над африканской чумой свиней (второе название - болезнь Монтгомери) на территории России. Но до этого, судя по последним событиям (имеются в виду вспышки АЧС, зарегистрированные в Санкт-Петербурге, Ленинградской, Ростовской областях и Ставропольском крае в декабре 2010-го и в январе этого года), еще очень далеко.
Остроту проблеме прибавил недавний отказ Финляндии, Эстонии, Украины и Белоруссии импортировать свинину из России.
О том, что АЧС напрямую угрожает экспорту российского зерна, предупредил полтора года назад руководитель Россельхознадзора Сергей Данкверт. «Распространение африканской чумы свиней, - сказал он в одном из интервью в июне 2009-го, - влечет запрет на экспорт зерна из России - в частности, фуражного на 100%». Чтобы оценить масштабы возможных потерь для экономики страны, достаточно вспомнить, что в «тучный» сезон 2008-09 годов Россия продала за рубеж около 20 млн тонн зерна на сумму примерно 5 млрд долларов. Для сравнения: экспорт вооружения в 2008-м составил 8 млрд долларов.
Как изменилась ситуация с распространением АЧС в России за полтора года? Она только усугубилась. Сегодня ничего уже не может сдержать победоносного движения по стране болезни Монтгомери. Нет таких факторов.
Согласно декабрьскому заявлению заместителя руководителя Россельхознадзора, Главного госветинспектора РФ Николая Власова, количество неблагополучных пунктов по АЧС в стране перевалило за 70 (в 2009-м речь шла о 20). Если ситуация по АЧС не изменится, добавил Власов, «то весной можно будет ловить африканскую чуму свиней в Центральном федеральном округе».
Специалисты Россельхознадзора более всего опасаются, что АЧС перекинется из Ростовской в соседние с ней Липецкую, Белгородскую и Воронежскую области, в которых сосредоточены крупные свиноводческие комплексы. Такая угроза реально существует, подтвердили AgroNews в пресс-службе Россельхознадзора. Строгая вертикаль власти в ветеринарных органах, существовавшая до 2004 года и упраздненная в ходе административной реформы, позволяла жестко противостоять региональному эгоизму и коррупции. Теперь этого сдерживающего фактора нет. В прошлом году в одном из районов Ростовской области произошел вопиющий факт: руководитель районной ветинспекции своей властью отменил на территории района на один день (!) карантин по АЧС, введенный начальником областного управления Россельхознадзора. За это время большая партия зараженной свинины была благополучно вывезена с территории района.
Проект нового закона о ветеринарии, который восстанавливает порушенную некогда вертикаль, проходит сегодня многочисленные согласования в правительстве и регионах перед внесением в Госдуму. По-прежнему действует Межведомственная комиссия по предотвращению распространения африканской чумы свиней на территории РФ, которую возглавляет министр сельского хозяйства Елена Скрынник.
Идем дальше. Как говорится, медицинский (точнее: ветеринарный) факт: разносчиками вируса АЧС являются дикие кабаны. В прошлом году Минсельхоз по неясной причине передал в ведение Минприроды целый департамент охотничьего хозяйства вместе со всеми «боевыми» подразделениями - охотхозяйствами. Оставайся сегодня этот департамент в составе Минсельхоза, проблема отстрела диких кабанов в любом природном очаге АЧС (а это сегодня почти вся территория Южного и Северо-Кавказского федеральных округов) могла быть решена просто – приказом министра сельского хозяйства. Теперь, как объяснили в пресс-службе Россельхознадзора, проблема отстрела кабанов в субъектах ЮФО и СКФО – предмет согласования с Минприроды. Чиновники, поставленные защищать дикую живность, само собой, против тотального отстрела диких кабанов, особенно на территориях заказников и заповедников. Но вирус АЧС не разбирает границ.
И еще одно соображение. Напомню, что Национальный проект «Развитие АПК» начался именно с поощрения властью содержания свиней на личных подворьях. Этот вид сельскохозяйственной деятельности казался и крестьянам, и власти и наименее затратным, и наиболее прибыльным. Многие селяне брали под это небольшие кредиты, сложилась даже целая система деревенского микрокредитования, которую и по сей день ведут Сбербанк и Россельхозбанк. Особенно она развита в южных регионах страны, как раз там, где сегодня свирепствует АЧС. Но государство уже сменило милость на гнев. Нынешние инструменты власти таковы: карантин, запрет разводить свиней в личных подсобных хозяйствах, уничтожение поголовья и помещений для животных, компенсации. Доверие крестьян резко падает (кстати, зимой этого года – выборы в Госдуму), ибо компенсации за забитое из-за АЧС поголовье часто не сопоставимы со средствами, которые люди уже потратили на содержание свиней. А каково тем, кто взял под покупку свиней банковские кредиты? По мнению руководителя научно-экспертного совета аграрного комитета Госдумы Александра Фомина, «компенсации государства не решают всех проблем, и уже существует реальная опасность снижения инвестиций в отрасль, причем, не только в сельских подворьях, но и у крупного бизнеса».
В общем, слишком много сошлось в одной проблеме, которая называется «угроза распространения АЧС». Подозрительно велика ставка (потеря экспортного зернового потенциала, сворачивание инвестиций, недоверие крестьян к власти и пр.), чтобы все это было случайностью. Версия неслучайного заноса болезни Монтгомери на территорию России уже прозвучала из уст высоких государственных чиновников (главы Роспотребнадзора Онищенко, руководителя Россельхознадзора Данкверта, его зама Власова).
Американская биолаборатория в поселке Алексеевка под Тбилиси, публикация о которой впервые появилась еще 29 июня 2007 года в «Независимом военном обозрении» (приложении к «НГ»), вполне могла стать источником распространения вируса АЧС сначала на территории Грузии, а потом и в России. Тем более, что прецедент использования вируса АЧС в качестве биологического оружия уже был. Неожиданная вспышка свиной чумы на Кубе в 1971 году привела к гибели практически всего полумиллионного свиного поголовья и ликвидации всех свиноферм. Многие специалисты (не только кубинские) до сих пор уверены, что это был акт бактериологической войны со стороны США.
Можно не верить в конспирологическую версию возникновения АЧС. Но скорость, с которой множатся проблемы, связанные со свиной чумой, должна уже была заставить власть действовать на опережение. А не продолжать неспешные согласования в комитетах и комиссиях.
На войне как на войне.
Источник: Михаил Петров «Крестьянские ведомости»