К середине века объем мировой торговли пшеницей может удвоиться и достигнуть, по крайней мере, 250 млн тонн, а увеличивающийся спрос станет причиной роста и неустойчивости цен. К такому выводу пришли руководители Американской пшеничной ассоциации и представители пайщиков в ходе ряда конференций, прошедших с середины ноября этого года, сообщается на сайте организации.
Страны-экспортеры будут и далее наращивать производство пшеницы. Поэтому цены на пшеницу будут расти параллельно росту цен на кукурузу и другие злаки, которые конкурируют с пшеницей за свободные посевные площади. На мировых рынках будет обостряться конкуренция среди импортеров, проблемы с предложением будут и далее обостряться, а цены будут все более неустойчивыми. В такой обстановке владельцам мукомольных предприятий придется уделять больше внимания грамотному управлению рисками.
В этом они могут рассчитывать на помощь Американской пшеничной ассоциации, пообещал президент ассоциации Алан Трейси (Alan Tracy). «Укрепление долгосрочных связей с нашими поставщиками является самой надежной страховкой от любых вызовов», - подчеркнул он.
2010 год, когда с мирового зернового рынка ушла Россия, подтверждает эти слова. В последние десять лет средний объем экспорта американской пшеницы составлял 27,7 млн тонн. Между тем в декабрьском прогнозе мирового спроса и предложения сельскохозяйственной продукции, опубликованном Минсельхозом США, объем экспортных продаж американской пшеницы на 2010-2011 маркетинговый год сохранился на уровне предыдущего периода и составил 34 млн тонн. Некоторые эксперты даже повышают возможный объем экспорта до 37 млн тонн.
И это не в ущерб будущему.
«В июне мы начнем 2011-2012 маркетинговый год с очень хороших позиций, тем более, что привлекательные цены на пшеницу (в особенности на мягкозерную краснозерную озимую - Soft Red Winter(SRW) являются хорошим стимулом для увеличения площадей сева, – приводится на сайте ассоциации мнение ее вице-президента Винса Петерсона. - На сегодняшний день могу сказать, что на 2011 - 2012 маркетинговый год у нас очень хорошие экспортные перспективы».
- Нельзя забывать, что наша доля в расширяющейся мировой торговле будет зависеть от нашей способности производить пшеницу в постоянно возрастающих объемах с тем, чтобы обеспечить спрос и торговлю, - отмечает В.Петерсон. И подчеркивает: «Нам удается удовлетворять мировой спрос на пшеницу лишь благодаря улучшению сортовых показателей пшеницы методами традиционной селекции и внедрению передовых технологий земледелия, за счет чего фермеры имеют возможность повышать урожайность и производительность труда без увеличения площадей сева».
И этой стороне дела в США продолжает уделяться особое внимание. На сайте Американской пшеничной ассоциации сообщено, что «крупнейший в мире химико-фармацевтический концерн Bayer AG, специализирующийся, в том числе, на производстве средств защиты растений…недавно заключил соглашения с биотехнической компанией Evogene Ltd., занимающейся выведением растений с улучшенными свойствами, и с Университетом штата Небраска».
Представители концерна и Evogene Ltd. объявили о том, что они приступают к реализации пятилетнего партнерского проекта, направленного на выведение новых сортов пшеницы с улучшенными свойствами. Эксклюзивное право на реализацию пшеницы с новыми свойствами принадлежит Bayer AG. Заключенное двумя днями позже партнерское соглашение между Bayer AG и Университетом штата Небраска предполагает, в частности, поддержку деятельности недавно учрежденного Инновационного фонда по развитию исследований зерновых культур, а также строительство первой в Северной Америке станции селекции пшеницы.
И такой союз бизнеса и науки не единичен.
Как сообщается на сайте Американской пшеничной ассоциации, новому партнерству между концерном Bayer AG и Университетом штата Небраска предшествовал ряд аналогичных соглашений между компанией «Монсанто», Университетом штата Канзас и Политехническим институтом штата Вирджиния, а также между компанией Syngenta и Международным центром усовершенствования кукурузы и пшеницы.
Интерес заокеанских предпринимателей выходит за рамки национальных границ. Как уже сообщалось на сайте www.AgroNews.ru, компания Bayer CropScience объявила о приобретении селекционных программ пшеницы украинских компаний SORT и EUROSORT, расположенных в Мироновке (Киевская обл.). В соответствии с соглашением, Bayer CropScience получила доступ к линиям пшеницы с отличной зимостойкостью и засухоустойчивостью. Компания уже организовала программы селекции пшеницы на базе Мироновского научно-исследовательского института семеноводства и селекции пшеницы, сорта которого хорошо известны в России.
Эта информация вызвала комментарии известных российских зерновиков.
Аркадий Злочевский, президент Российского зернового союза (РЗС) заявил, что, поскольку детали и суммы контракта не объявлены, какой-то однозначный вывод сделать сложно.
«Такого рода сделки могут быть заключены с разными целями. Самое легкое, что лежит на поверхности, - это увеличить для приобретателя размер капитализации компании. Второй вариант – использование приобретаемых сортов и линий для районирования и дальнейшего практического семеноводства. «Байер» - компания мировая, поэтому вряд ли ее можно заподозрить в поисках только сиюминутной выгоды. Конечно, очень жаль, что такое наследие, как «Мироновская», на которой поднялась вся Канада, перешло в западные руки. Но ведь и сегодня Мироновский институт состоит в украинской собственности. Так что России он не принадлежал в любом случае».
Коллега Злочевского Александр Корбут, соглашаясь с Аркадием Леонидовичем, увидел в прошедшем еще несколько поворотов.
- Приобретение мировой селекционной фирмой наших сортов пшеницы и линий означает признание достижений советской генетической науки, - сказал Корбут.
По сути, западные специалисты согласились с тем, что на постсоветской территории надо работать теми сортами, линиями и гибридами, которые происходят из «наших» мест. Но нельзя упускать из виду и то обстоятельство, что для западных зерновиков происхождение семян, генетические линии – это неотъемлемая часть технологии. Так что не исключено, что агрономические технологии на новой «Мироновской» основе придут в Россию, и не только.
То есть можно быть уверенным, что растущее внимание заокеанских предпринимателей к аграрной науке и селекции поможет американским фермерам постоянно получать все более качественный семенной материал пшеницы.
Что-то не слышно, чтобы в этом плане были активны российские бизнесмены от АПК…
Источник: Юрий Савин, Константин Мезенцев «Крестьянские ведомости»