Информация о том, что решением новороссийского городского головы в городе для совсем уж не имущих граждан вводятся талоны на получение продовольственной помощи, вызвало реакцию весьма противоречивую.

Как уже сообщалось на нашем сайте www.AgroNews.ru, право на такую помощь имеют малоимущие многодетные семьи и одинокие пенсионеры, постоянно проживающие на территории Новороссийска и имеющие доходы ниже или на уровне прожиточного минимума, установленного в Краснодарском крае на момент обращения. Социальная поддержка будет осуществляться из расчета 6 талонов на месяц на одного человека для получения хлеба и столько же для получения молока.

Для того чтобы получить талоны, необходимо предоставить в управление по организации социальной и досуговой работы с населением по месту жительства (ул. Московская, 8) следующие документы: заявление, справку о составе семьи; сведения о доходах всех прописанных членов семьи за последние 3 месяца; копии паспортов всех прописанных (на детей - копии свидетельств о рождении). Один раз в полгода заявители должны обновлять документы (справку о составе семьи и доходах).

Конечно, шесть литров молока и шесть булок хлеба не Бог весть что. Но для тех беднейших слоев, которые, вопреки официальной статистике, все же существуют в очень немалом количестве в нашей стране, эта помощь – реальна, конкретна и ощутима. Кстати, по поводу уровня бедности в России найти и выявить объективную информацию весьма сложно.

Политики разных флангов оперируют разными выгодными им цифрами, государственная статистика четких критериев понятию «бедность» не дает, ну, а жизнь – она вообще течет по-своему, и каким-то арифметическим подсчетам поддается с большим трудом.

Скажем сразу: автор данного комментария относится к лагерю тех аналитиков агропродовольственной ситуации, которые неплохо знакомы с тем, как обеспечивают гарантированный уровень продовольственного потребления в развитых аграрных экономиках. Поэтому мысль о том, что бороться нужно не с ценами на еду, а с бедностью, он полностью разделяет. И в этом свете идея продовольственных талонов представляется вполне разумной и логичной.

Достаточно вспомнить, что в Соединенных Штатах Америки чуть меньше половины стомиллиардного аграрного бюджета идет как раз на поддержку разных видов продовольственной помощи – продовольственные карточки, обеспечение школьного питания и прочее. Немало программ прямой продовольственной помощи и в Канаде, да и в Евросоюзе.

То есть признания факта существования неимущих граждан в самых демократических обществах никто не стыдится. Так, вроде, и России давно бы стоило обратиться к апробированным в мире методам.

Однако дальше начинаются чисто российские «Но»…

О политической составляющей проблемы мы уже сказали, так что на эту тему особенно разглагольствовать-то не надо. Единственное, хочется напомнить, что еда – это не просто политика, а очень большая политика.

А вот о деталях хотелось бы поговорить.

Инициатива мэра Новороссийска Владимира Синяговского, с нашей точки зрения, достойна похвалы. Однако нельзя забывать, что в исторической памяти нашего народа продовольственные талоны сразу же ассоциируются с недалеким прошлым, разрухой и пустыми прилавками. А россияне – люди очень гордые, так что вполне возможно, что общественное негодование по поводу новороссийских «талонов на бедность» еще впереди.

И еще.

Надо помнить, что Новороссийск – город не бедный. Работа его портов, по-видимому, дает городским властям финансовую возможность заниматься социальными программами в интересах местных жителей. А ведь добрая половина малых и средних российских городов, да еще и изрядно потрепанных экономическим кризисом, - живет на разные дотации. Так что и хотели бы последовать хорошему примеру, - да вот «золотого запасу» не хватает.

Отсюда становится понятным, что средства на продовольственную помощь надо закладывать в федеральный бюджет. Надо ли говорить о том, что главное российское финансовое ведомство будет очень сильно не обрадовано дополнительной нагрузкой на бюджет страны.

Впрочем, даже если предположить, что сопротивление финансистов будет преодолено, проблем решать предстоит ничуть не меньше. Главный вопрос: кто и как должен распоряжаться средствами на продовольственную помощь гражданам.

Выше сказано, что для США, например, здесь вопросов просто нет: раз еда, продовольствие, - значит совершенно очевидно – американский Минсельхоз. А уж это-то ведомство всегда расходует государственные денежки так, чтобы максимальное их количество попадало фермерам. То есть создается абсолютно гарантированный бюджетом рынок сбыта именно американского продовольствия, поскольку в США законом запрещено на государственные деньги покупать импортные товары, если внутри страны эти товары имеются.

У нас же, где вертикаль управления агропромышленным комплексом полностью разрушена, это совершенно не очевидно. Чиновники разных министерств и ведомств станут бить себя кулаками в грудь, доказывая, что продовольственные карточки или талоны – это как раз по их ведомству. При этом, совершенно не обращая внимания на происхождение той еды, которую будут получать неимущие. А ведь при разумном подходе продовольственный фонд для бедняков мог бы стать тем самым гарантированным «госзаказом», о котором сегодня мечтает практически каждый более-менее серьезный производитель продовольствия.

И самое важное. Если мысль о необходимости напрямую продовольствием поддерживать неимущих пробьет себе дорогу в жизнь, тогда отпадает нужда в том, чтобы пытаться всеми правдами и неправдами искусственно сдерживать объективно обоснованный рост цен на продовольствие. Сегодня это делается за счет уменьшения доходов и сокращения рентабельности хозяйств сельскохозяйственного сектора, что естественным образом лишает добрую половину из них возможностей для модернизации и технологического обновления производства, о которых так много говорит в последнее время российское руководство.

Источник: Константин Мезенцев «Крестьянские ведомости»