В условиях кризиса, когда практически все бизнесы - рискованные, многие задумываются, надо ли заниматься самым сложным из них – агробизнесом. Причем этот вопрос, похоже, больше волнует власть и торговые сети, чем самих сельхозпроизводителей.

Руководители торговых сетей советовали агробизнесу как зарабатывать, что делать и как производить на собственном форуме сельхозпроизводителей Agro Industry 2009, где аграрии, между прочим, к своему удивлению оказались в меньшинстве. Преобладали же сети и чиновники. И те и другие пытались убедить агробизнес, что он им нужен и его всячески поддерживают.

Мнение власти

Председатель экспертного совета Государственной Думы РФ по агропродовольственным рынкам Александр Фомин отметил вклад государства в развитие АПК. «Может сложиться мнение, что агробизнес убыточен, а государство им не занимается. Но это не так. Несмотря на сложное время, бюджет на сельское хозяйство стараются сохранить», - сказал он.

По его словам, то, что постоянно растет импорт – это мнение дилетантов. В последние 4 года он уменьшился. Тем не менее, россияне ежегодно тратят на импортные продукты питания $40 млрд. В то же время это огромный потенциал роста для АПК России. «У нас проблемы не со сбытом, а с уровнем доходов», - пояснил Александр Фомин. По его оценкам в ближайшие два года потенциал роста отечественного АПК составит $2 млрд.

По мнению Александра Фомина, есть у наших производителей и экспортный потенциал. Так, российское зерно уже активно выходит на рынок. Проблема только в том, что этот рынок давно поделен и нас там никто не ждет.

Другая перспектива АПК России – рынок биотоплива. Мы можем производить на десятки, а то и сотни миллионов тонн больше биотоплива, считает чиновник. Другое дело, что этот вопрос, похоже, пока никого не волнуют. «Наше исследование для правительства выявило, что никто не знает даже, сколько мы производим», - заявил Александр Фомин.

Эти размышления привели председателя экспертного совета по агропродовольственным рынкам к заключению, что одной доктрины продовольственной безопасности для выхода из создавшегося положения России мало. Нужна также доктрина по поддержке экспортного потенциала, ведь несмотря на то, что мы обладаем 10% земельных ресурсов, отечественные аграрии производят меньше 1% мирового объема продовольствия. Одна из причин этого, по мнению Александра Фомина – огромные земельные латифундии. «Практика показывает, что управлять 300-400 тыс. га земли практически невозможно», - уверен он.

Поэтому Александр Фомин считает, что необходимо изменение сложившейся структуры, чтобы выйти на мировой рынок. Это поможет хотя бы в том случае, если нефть закончится, ведь «продовольствие всегда лучше продавать, чем оружие».

Однако не все плохо в российском сельском хозяйстве. Есть и положительные примеры. Так, директор департамента развития конкуренции и анализа конъюнктуры продовольственных рынков Минэкономразвития РФ Александр Пироженко отметил растущую привлекательность агробизнеса для инвесторов. Особенно перспективно в России заниматься свиноводством, птицеводством и производством сахара. С другой стороны, отметил Александр Пироженко, темпы развития торговых сетей все еще гораздо выше темпов развития АПК. Это означает, что продавать по-прежнему выгоднее, чем производить.

Жалобы ритейлеров

Однако представители торговых сетей уверены, что жизнь у них не самая легкая. Ирина Канунникова, директор Союза независимых сетей России, высказала претензии к проекту закона о регулировании торговой деятельности в стране. Ее общее впечатление от него сводится к известной фразе «хотели как лучше, а получилось как всегда».

Ирина Канунникова прежде всего отметила, что сети не делают наценок на социально значимые товары, так как именно они привлекают покупателей. В то же время, она назвала причину, по которой цены не снижают: «Зачем снижать цены на рынке, когда средняя цена выше».

В итоге, заключая разговор о новом законе, Ирина Канунникова предупредила, что «недалека проблема продовольственных бунтов». Многие в зале с ней не согласились. Алксандр Фомин возразил, что «мы не в Африке» и у нас достаточно продовольствия.

Исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Илья Белоновский продолжил тему недостатков проекта закона о торговле. «Завтра нам отвечать, почему закон о торговле не работает, - сказал он. - Этот закон – популизм. Никто не вдавался в экономические моменты».

Илья Белоновский подробно остановился на запретах на бонусы. Он предупредил, что это приведет к тому, что исчезнут конкурентные преимущества между производителями. «Возвратятся серые схемы, потому что полка в любом случае меньше количества продукции поставщиков, желающих на нее попасть, - уверял он на форуме. - Раньше они платили за участие в сети – теперь выбрать между ними невозможно. Это обернется повышением цен и дискриминацией поставщиков нового товара – в нем мы не уверены, а потому боимся брать. Как следствие этого сократиться ассортимент».

Кроме того, по мнению исполнительного директора АКОРТ, у поставщиков будут разные цены, что также опасно. Сейчас, по его данным, 90% товара продается по одной цене, а после введения закона 90% продукции будет иметь разные цены. Опасность, убежден Илья Белоновский, заключается в том, что это приведет к скандалам между участниками рынка.

«Повысить прибыль сельхозпроизводителя – это хорошо, я за. Но делается это в итоге за счет потребителя», - подытожил свое выступление Илья Белоновский.

Присутствующие в зале участники форума заметили, что сети все же объективно сильнее производителя, поэтому закон просто уравнивает их с сельхозпроизводителями. Что касается бонусов, то это название, по словам аграриев, просто заменили словом «тикет» и все осталось, как было. Скептически представители агробизнеса отнеслись и к прогнозу о повышении цен. По их мнению, этого не произойдет, по крайней мере, виновен в этом будет не закон о торговле.

Генеральный директор Spar Russia Антон Белобрагин отметил, что мнение о высоких доходах сетей ошибочно. «В ритейле в среднем рентабельность 3,5% у успешных сетей», - подчеркнул он.

Представитель компании «Седьмой континент» посоветовал сельхозпроизводителям быть более гибкими, чтобы выжить на рынке. «Молоко не продается? Зато сыра в России нет. Давайте делать сыр», - поделился он своей точкой зрения.

Сельхозпроизводителя забыли

Может возникнуть вопрос, почему молчали аграрии. На самом деле они не молчали, но их было настолько мало, особенно в первый день форума, что их практически не заметили.

«Нас уже пытаются учить, как выращивать зерно, - не выдержал один из участников форума. - В мире, особенно во Франции, все очень жестко урегулировано. Не надо нас убеждать, что все рухнет в ритейле из-за закона о торговле и взлетят цены».

Сельхозпроизводители говорили даже не о том, как заработать, а о выживании. Характерный пример состояния сельского хозяйства в России – это то, что несмотря на огромный урожай, есть места, где не выплачивается зарплата. Некоторые крестьяне уже поняли, что зерном выгоднее топить, чем углем. Более того, людей, которые в России готовы ходить по полям, нет, а иностранную рабочую силу, по словам аграриев, им завезти не дают.

И надо ли стараться производить больше? Налог на землю снимается с урожайности. Получается, что плохой хозяин платит меньше. Хороший образец того, как в России стимулируют сельхозпроизводство.

Источник: Максим Ильин «Крестьянские ведомости»