Участники заседания Совета при Председателе Совета Федерации по вопросам агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса рассмотрели ситуацию в сельском строительном комплексе и его перспективы. Вывод вполне ожидаемый: этот комплекс в значительной степени дезинтегрирован и практически утратил свои ведущие позиции в АПК. Восстановление утраченного потребует больших и неординарных усилий государства и бизнеса.

Спикер верхней палаты Федерального собрания Сергей Миронов во вступительном слове подчеркнул: «К сожалению, сегодня нам приходится констатировать, что за последние два десятилетия мы полностью разрушили уникальную систему организации строительства на селе. Колоссальные просчеты при приватизации специализированных строительных предприятий и организаций, ухудшение финансового состояния сельскохозяйственных предприятий привели к дезинтеграции ранее единого комплекса и фактически – к остановке строительства на селе».

Что же мы потеряли?

Вот какие факты приводились на заседании в докладе президента ОАО «Центрсельстрой» Сергея Мытарева. К концу 1980-х годов в стране было 6 тыс. строительных сельских организаций. В них, а также в домостроительных комбинатах, заводах и цехах по производству строительных материалов и конструкций были заняты около 2 млн человек. Этими силами в 1970-1980-е годы были построены и сданы в эксплуатацию более 800 птицефабрик, 1200 животноводческих комплексов, 300 тыс. километров внутрихозяйственных дорог и 200 млн кв. метров жилья. На долю села приходилось до 30% общего по стране объема строительно-монтажных работ.

Организационно комплекс состоял из трех технологически взаимосвязанных звеньев. Районное звено включало базы ПМК, небольшие кирпичные (блочные) и деревообрабатывающие цеха, автотранспортные предприятия, полигонные железобетонные изделия и т.д. Региональное и федеральное звенья были представлены строительными организациями и объединениями, крупными предприятиями промышленности строительных материалов, строительными проектными институтами.

В последние десятилетия серьезно пострадало основное и самое многочисленное нижнее звено строительной системы на уровне районов. Большинство этих организаций были перепрофилированы, а остальные ликвидированы. Сельские региональные организации сегодня в основном заняты возведением социальных объектов в городах и в незначительных объемах – на селе. Более 600 бывших региональных предприятий, региональные проектные институты в настоящее время работают самостоятельно и организационно не связаны с сельским строительством.

Из 300 общероссийских организаций сельского строительного комплекса сохранились только 50, в том числе 14 федеральных государственных унитарных предприятий. Правда, и эти последние в числе 38 крупнейших объектов стройиндустрии межрегионального и республиканского значения (в том числе 4 комбината малоэтажного домостроения мощностью более 1000 в год каждый) подлежат приватизации.

Создаются парадоксальные ситуации. Скажем, говорилось на конференции, известно, какие высокие отзывы высших руководителей страны получил Гатчинский молочный комплекс под Санкт-Петербургом. Проектировал его отечественный проектный институт, который в последствие был ликвидирован и продан с аукциона – весьма типичная судьба для отраслевых проектных институтов после принятого решения о передаче их Росимуществу. Такая же участь в самое ближайшее время ожидает последние сохранившиеся проектные учреждения. Зато их коллеги из 12 зарубежных государств, включая США и Австралию вовсю берут заказы на проектировочные работы на селе.

Причины и последствия.

Деградация сельской строительной системы – следствие общих бед аграрного комплекса. Объем строительно-монтажных работ резко сократился из-за хронического дефицита собственных средств у сельхозпредприятий и фермеров. Одновременно сократилось, а потом и просто прекратилось бюджетное финансирование капитальных вложений.

Естественно, что сельские строительные организации либо переключились на потребности города, либо вовсе прекратили существование. И это явилось еще одним ударом по сельской занятости. Традиционно значительная доля населения, занятая в страду на сельхозработах, в межсезонье была задействована на стройках. Эта функция строительной отрасли растет по мере освоения на селе интенсивных ресурсо- и трудосберегающих технологий. По словам участвовавшего в заседании статс-секретаря - замминистра сельского хозяйства РФ Александра Петрикова, к 2020 году удельный вес занятых в сельском хозяйстве сократится примерно вдвое, что может еще больше усугубить и ныне сложное положение с сельской занятостью.

Выступившие на заседании представители регионов отмечали, что зачастую на строительстве современных ферм и комплексов используются отнюдь не местные, а по преимуществу завозные кадры (до 90%!). Стройматериалы, даже железобетонные конструкции завозятся за сотни километров. Это оборачивается удорожанием строек. Более того, согласно анализу специалистов, при строительстве объектов, в том числе и животноводческих, наблюдаются грубейшие технологические и технические нарушения существующих для нашего климата норм и регламентов. Что заставляет серьезно тревожиться за будущее нынешних новостроек.

Строительный голод разрушает материально-техническую и социальную базу села. Вот какие факты привел в своем докладе советник Россельхозакадемии Анатолий Огарков. Износ социальных объектов и оборудования составляет от 60 до 80%, притом что по всем нормам планка в 55% является основанием для сноса здания и постройки нового. Выбытие основных фондов в 10 раз превышает ввод в действие новых объектов. Почти 14 тысяч сельских населенных пунктов стали деревнями-призраками из-за того, что жители были вынуждены бросить родные места и перебраться в город. Такая же участь грозит тысячам российских сел и деревень и, прежде всего, в Нечерноземье и Сибири.

Нужен новый Сельстрой?

Не потому ли статс-секретарь, заместитель министра сельского хозяйства России Александр Петриков назвал свой доклад на заседании «Негативные последствия развития села в отсутствие постоянного действующего сельского строительного комплекса». По его мнению, спрос на квалифицированные строительные услуги на селе в настоящее время сохраняется. Более того, наблюдается острый их дефицит, что показала реализация приоритетного аграрного проекта и госпрограммы развития села.

Не меньший спрос на строительные услуги прогнозирует А.Петриков и в 2010 году. При этом он высказал обеспокоенность тем, что и в прошлом и в нынешнем году Минсельхозу РФ пришлось перераспределять между регионами около 10% средств, выделяемых на реализацию Программы социального развития села. Не хватает денег на софинансирование у ряда субъектов федерации. Особенно в этом плане страдают регионы центра и северо-запада страны, где социальные проблемы стоят наиболее остро. Высказывалась мысль о необходимости федеральной программы развития сельских «депрессивных территорий» и прежде всего Нечерноземья.

В итоговом документе заседания федеральному правительству рекомендовано разработать и осуществить комплекс мер по организации сельского строительного комплекса, функционирующего на основе единых строительных правил и нормативов. Участники заседания поддержали предложение о создании единой интеграционной структуры, которая объединит региональные сельские строительные организации на основе частно-государственного партнерства, возьмет на себя функции регулирования сельского строительства. Предлагается передать в уставный капитал этой компании акции и имущество профильных строительных организаций, находящихся в собственности Российской Федерации. В то же время поставлены под сомнение планы приватизации строительных проектных институтов – открытых акционерных обществ со 100-процентным государственным участием.

Стоит отметить, что, судя по словам А.Петрикова, идея создания единой интегрированной строительной структуры была поддержана в Минсельхозе России. При этом сам статс-секретарь министерства особо подчеркнул необходимость заранее тщательно проработать вопросы создания и функционирования будущей компании. Резонное замечание. Ведь создается образование в чем-то похожее на бывший Минсельстрой РСФСР. А там все было отнюдь не идеально. И даже на уровне руководства компартии и союзного правительства министерство и Межколхозстрой подвергались жесткой критике за срыв работ в том же Нечерноземье. А руководители хозяйств по разным причинам нередко предпочитали иметь дело со сговорчивыми шабашниками.

И еще. Строители с мест связывали возможное оживление сельского строительства с реализацией Концепции устойчивого (комплексного, как подчеркивалось в выступлениях) развития сельских территорий на период до 2020 года. Документ, предполагающий решение ключевых проблем российской деревни, был разработан в Минсельхозе РФ, получил одобрение в Россельхозакадемии и Совете Федерации. Но как и Доктрина продовольственной безопасности, он надолго застрял в чиновничьих кабинетах. Не от того ли, что и в данном случае федеральная власть фактически придется дать ясный ответ на волнующий сельчан вопрос: а нужно ли стране современное аграрное производство и благоустроенная зажиточная деревня?

Источник: Юрий Савин «Крестьянские ведомости»