Появление монополиста на рынке железнодорожных перевозок зерна и продуктов его переработки неоднозначно воспринимается участниками рынка. Если для импортеров зерна услуги дочерней компании ОАО «РЖД» - ЗАО «Русагротранс» представляются выгодными, то с мукомольными и крупяными предприятиями возник конфликт (см. AgroNews.ru от 25.06.2009 и 04.07.2009). Прокомментировать ситуацию «Крестьянские ведомости» попросили директора агентства «Стратег», координатора проекта «Диалог» Владимира Решетняка.
     Появление ЗАО «Русагротранс» на рынке железнодорожных перевозок зерна ознаменовалось двумя очевидными факторами, - замечает В. Решетняк. – Во-первых, в мае на внутреннем рынке всплеснулись цены на зерно. По результатам экспресс-опроса операторов рынка мы выяснили, что большинство из них связывают этот всплеск с появлением «центрового игрока» на рынке железнодорожных перевозок зерна, - рассказывает он.

     Во-вторых, многие участники рынка переключились на автотранспорт, - продолжает эксперт. - Возвращаясь из Анапы, где на круглом столе, организованном по инициативе участников проекта «Диалог», рассматривался этот вопрос, мы своими глазами видели автопоезда с зерном из Воронежа на Ростов. А это плечо свыше 600 километров. Затем коллеги из маркетингового агентства «Эксперт» сообщили, что из Орловской области потянулись зерновые караваны. И дальнобойщики признавались, что, получив заказ на грузоперевозку зерна на 1000 километров по рублю с тонны за каждый километр, «обалдели» от такого счастья. Плохо ли заработать по 1000 рублей на тонне?

     По мнению В. Решетняка, автомобилистам «стоит проставиться РЖД в честь дня рождения такой щедрой дочки, подкинувшей дальнобойщикам работы непочатый край».

    Выгоды от появления «Русагротранс» для участников зернового рынка пока не просматривается, - считает эксперт. - А вот проблем прибавилось. Оттого, что новый игрок танцует на зерновом рынке с грацией «слона в посудной лавке», - замечает он.

     Конфликт Российского Союза мукомольных и крупяных предприятий с ЗАО «Русагротранс» В. Решетняк комментирует так: «По соотношению цен муки высшего сорта и пшеницы третьего класса пока не просматривается, что мукомолы за грань рентабельности шагнули. Однако если посмотреть на ситуацию шире, можно оценить, кто поддувает инфляцию сверх меры. Как говорится, «все познается в сравнении». Вот информация к размышлению»:

     Индексы роста потребительских цен и тарифов за десять лет, с 1999 по 2008 год (рассчитаны агентством «Стратег» по данным Росстата)

x1_copy.jpg

     
 
 
 
 
 
 
 
 
     Пока мы не уволим финансово-экономическую политику и не примем на вооружение социально-экономическую стратегию, вряд ли что изменится, - считает В. Решетняк.

     Россия, по сути, единственная страна, способная существенно нарастить производство продовольствия для растущего населения планеты, - подчеркивает он. - Поэтому все, что касается выращивания и транспортировки продуктов питания и сырья для их производства, не может быть подчинено локальным интересам отдельных социальных групп.

     «Выйти из глобального кризиса на костылях лоббирования и конкуренции нереально, - уверен эксперт. – Я разделяю мнение нашего Президента – решить накопившиеся проблемы человечество может лишь в формате консолидации и взаимодействия».

     Готов предложить уважаемому «Русагротрансу» варианты совмещения, а не противопоставления интересов транспортников и зерновиков – заявил в заключении В. Решетняк. - Формат консолидации и взаимодействия обеспечит синергический эффект, - пояснил он, добавив, что «такое взаимодействие принесет гарантированные дивиденды, если будет укладываться в рамки единой социально-экономической стратегии, а не «игры на раздевание».


Источник: Диана Насонова «Крестьянские ведомости»