За последние годы в России благодаря национальному проекту «Развитие АПК», первым шагам по реализации госпрограммы подъема села достигнуты существенные положительные подвижки в ряде отраслей. Менее других они заметны в молочном скотоводстве, оно фактически топчется на месте, если говорить об объемах производства. Как изменить ситуации в отрасли, решить ее экономические проблемы?
Вот мнение заместителя председателя Комитета по бюджету и налогам Государственной Думы Геннадия Кулика.

- Действительно, проблема развития молочного животноводства в России волнует сегодня многих. Несмотря на то, что за последние три года во всех категориях хозяйств удалось поднять молочную продуктивность скота, выросли привесы на откорме, проведена реконструкция старых и построены новые современные молочные комплексы, стадо пополнилось высокопродуктивным поголовьем, мы вынуждены признать, что эти результаты не обеспечили коренного перелома в отрасли. О чем говорят и следующие данные таблицы:

1506_1.jpg

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Как видим, годовое производство молока во всех категориях хозяйств остается на уровне 32,0 - 32,4 млн тонн, импорт молочной продукции вырос и составляет 7,0-7,3 млн тонн, самообеспеченность отечественного рынка молочной продукцией не превышает 75 – 85%. Потребление молока практически остается на уровне 64% от рекомендованной нормы. К этому хочу добавить, что за первые месяцы текущего года продолжалось сокращение молочного стада, которое уменьшилось на 290 тыс. голов, меньше коров стало держать и население.

В тоже время, в Концепции продовольственной безопасности, намечено в ближайшие 5 - 6 лет увеличить производство молока на 7,5 – 8 млн тонн, потребление его на душу населения довести до 280 кг в год, до 3 – 4 млн тонн сократить импорт. Речь также идет о расширении экспорта сливочного масла, сухого молока, других молочных продуктов.

Возможно ли решить поставленную Концепцией задачу, если идет сокращение молочного стада; в последние месяцы наблюдается значительное снижение закупочных цен на молоко, в результате сельхозпроизводители терпят большие убытки?

Обстановка с поголовьем скота очень беспокоит. Достаточно взглянуть на следующие данные:

(Все категории хозяйств) млн. голов

1506_2.jpg

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Сегодня, поголовье крупного рогатого скота в расчете на 10 тыс. жителей, составляет в России 156 голов против 968 голов в Бразилии, 408 - в Канаде, 186 – в Великобритании, 345 - во Франции и 178 голов - в Германии. При этом в большинстве из указанных стран количество пастбищ и сенокосов на одного жителя в 2 - 2,5 меньше чем в России.

Все это резко ухудшило обстановку не только с молоком, но и с производством говядины. Поправить ситуацию нелегко, отрасль имеет длинный период воспроизводства, вырастить корову нужно минимум три года и это при хорошо поставленном деле.

Именно поэтому, считаю, что нам крайне необходимо разработать и утвердить специальную государственную программу по развитию молочного животноводства в 2010 - 2015 годах, включающую весь комплекс экономических, организационных и технологических мер.

Понятно, что без роста поголовья коров успеха добиться трудно. Чтобы выйти на предлагаемые объемы производства молока в размере 40 млн. тонн в год, только за счет роста продуктивности в наших условиях практически невозможно.

У нас есть только один выход - развивать все составные нашей многоукладной экономики. В первую очередь ставку необходимо сделать на сельскохозяйственные организации. И здесь для начала следует разобраться, почему из 40627 сельскохозяйственных организаций, включенных в сельскохозяйственную перепись, более 22 тыс. не имеют поголовья коров, а более 7 тыс. или 40,8% имеют его меньше 100 голов. Экономически неоправданно и просто недопустимо, располагая земельными угодьями, не использовать их для производства молока и говядины.

Совершенно очевидно, что поставленных задач не решить без серьезного улучшения работы с населением, занимающимся подворьем, без увеличения числа фермерских хозяйств.

Возможные объемы увеличения производства молока по категориям хозяйств складываются следующим образом:

1506_3.jpg

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  
 
 
За шесть лет поголовье коров, во всех категориях хозяйств потребуется увеличить на 700 - 730 тыс. голов. Для их размещения предстоит построить новые животноводческие фермы и комплексы на 400 тыс. голов, в том числе примерно на 130 тыс. голов у населения. На эти цели потребуется примерно 100 млрд рублей инвестиций. Кроме того, надо реконструировать и модернизировать действующие фермы на 1,0 - 1,2 млн голов. На эти цели потребуется как минимум 200 млрд рублей. В том и другом случае в указанные суммы включены средства на приобретение кормозаготовительной техники. При этом реализация полученной дополнительной продукции даст бюджету только в виде налога на НДС более 280 млрд рублей.

Наращивание производства молока и увеличение поголовья коров позволит создать дополнительные рабочие места для 260 - 280 тыс. человек. При этом в региональные и муниципальные бюджеты поступит налог на доходы в сумме не менее 66,2 млрд рублей, что будет способствовать укреплению экономической основы развития сельских территорий.

Отношение к развитию молочного животноводства необходимо менять и во многих регионах. Некоторые субъекты Федерации не занимаются развитием этой отрасли сельского хозяйства и живут практически за счет импорта.

Так, Приморский край и Сахалинская область сократили производство молока по сравнению с 90-ми годами прошлого столетия на 70% и более, уровень потребления его населением составляет менее 50% от нормы, и при этом импорт в 1,5 - 2,0 раза выше собственного производства.

В то же время, имеется ряд регионов, где условия не лучше, чем на Дальнем Востоке, а может быть хуже, но они обеспечивают население молочными продуктами по оптимальным нормам и в основном за счет собственного производства. Жители Башкирской Республики потребляют в год на душу населения 364 кг, Татарской - 345, Карачаево-Черкесской - 344, Мордовской, Удмуртской, Марийской, Чувашской Республиках, Омской, Пензенской, Оренбургской областях - около 300 кг на человека. Полагаю, следовало бы повысить ответственность руководства регионов за развитие собственной базы по продовольственному обеспечению населения.

И еще на что хотелось бы обратить внимание. В последнее время наметилась явная тенденция в пользу строительства новых крупных ферм и молочных комплексов, И делается это явно в ущерб проведению модернизации и реконструкции существующих молочных ферм, что дешевле и реализуется в более короткие сроки. Крайне мало уделялось внимание строительству современных, с полной механизацией ферм для граждан, занимающихся подворьем, крестьянских хозяйств - на 5 - 10 коров, 10 - 25, от 25 до 100 голов. Для таких ферм давно налажено производство средств механизации, охлаждения, хранения молока, с применением самых современных технологий.

Анализ показывает, что молочное животноводство Европы, Северной и Южной Америки представлено, в основном, фермами с поголовьем 30 - 100 голов. Главное, чтобы на них была современная технология, высокая механизация труда, необходимое оборудование для охлаждения и хранения молока.

Сегодняшний технический, технологический уровень развития нашего молочного животноводства не конкурентоспособен не только с европейскими, но и с прибалтийскими странами, Белоруссией. Положение усугубляет более высокий уровень государственной поддержки сельского хозяйства в большинстве развитых стран.

Для справки: размер государственных субсидий сельхозпроизводителям из бюджета в расчете на 100 рублей реализованной продукции: в ЕС - 32 рубля, США - 16 рублей, Канаде - 29 рублей, России - около 7 рублей.

Считаю, что для реализации программы развития молочной отрасли необходимо предпринять ряд шагов.

Прежде всего, начиная с 1 января 2010 года изменить принципы государственной поддержки молочного животноводства. Средства из федерального бюджета целесообразно выделять на строительство, реконструкцию молочных ферм и комплексов в размере до 40% от проектной стоимости, и не менее 10 % средств должны выделять бюджеты регионов. Остальные деньги сельхозпроизводитель ищет сам – из собственных источников или использует льготные кредиты банка, выдаваемые сроком, не менее чем на пять лет. Перечень объектов, включаемых в программу, должна определять комиссия, состав которой утверждает Правительство РФ. На предлагаемую программу по строительству ферм потребуется выделить из федерального бюджета не менее 120 млрд. рублей или по 15 - 20 млрд. рублей ежегодно.

Необходимо стимулировать деятельность племенных хозяйств, формирование внутреннего племенного рынка. Такая возможность имеется. На начало текущего года в России работает 1168 племенных хозяйств, племенное поголовье молочного скота составило 662 тысяч голов. За 5 последних лет было продано 316 тысяч голов молодняка молочных пород с продуктивностью 5600 - 6000 кг. В расчете на 100 голов племенного скота, имевшегося в хозяйствах, продано всего по 12,1 головы, что крайне незначительно. В прошлом году искусственно осеменено 80 процентов маточного поголовья скота в сельхозорганизациях и только 12 процентов на личном подворье, что недопустимо мало.

На мой взгляд, необходимо также из федерального бюджета субсидировать сельхозпроизводителям, включенным в государственную программу развития молочного животноводства, покупку отечественного племенного молочного скота, в размере 40 рублей на 1 килограмм живого веса. Для справки: средняя цена реализации племенного отечественного молодняка колеблется от 160 - 200 рублей за 1 кг живого веса и составляет 50 - 65 тыс. рублей за одну голову. Сельхозпроизводитель на предлагаемых условиях будет платить за голову 46 - 50 тыс. рублей. Для того, чтобы покрыть только амортизационные затраты одной головы, необходимо продать одну тонну молока при цене 10 рублей за килограмм. Надо также расширить ветеринарное обслуживание скота, находящегося в собственности у населения.

Далее, можно было бы установить, что работа по осеменению сельскохозяйственных животных проводится специалистами племенной службы. Расходы на осеменение маточного молочного скота племенным организациям, независимо от их форм собственности, возмещать из федерального и регионального бюджетов. Размер оплаты и условия выплаты определяет Правительство РФ.

Не секрет, что одной из причин низкой конкурентоспособности отрасли - наряду с технической отсталостью - является и низкая продуктивность скота. Надои молока, среднесуточные привесы крупного рогатого скота на откорме у нас в 2 раза ниже, чем у наших конкурентов. Объясняется это не в последнюю очередь белковой несбалансированностью рационов и высокой долей скармливания зерна в не переработанном виде. В 2008 году в России было израсходовано 40,7 млн тонн зерна на корм скоту, а сбалансированных комбикормов перерабатывающими организациями произведено только 18,9 тыс. тонн или 46,1%.

Не может быть эффективного производства животноводческой продукции при таком подходе к делу! Поэтому в составе Государственной программы по развитию молочного животноводства следует утвердить программу развития комбикормовой промышленности, чем должен заниматься частный бизнес.

Было бы целесообразным, для строительства комбикормовых предприятий, предусмотреть льготное кредитование на период до 2015 года в объеме 6 - 7 млрд рублей. Стоит подумать и о стимулировании приобретения в собственность или аренду комбикормовыми предприятиями земли для производства зерна, что можно было бы специально оговорить в земельном законодательстве.

Особенность современного состояния молочного животноводства в России состоит в том, что доля сельскохозяйственных предприятий в производстве молока составляет всего 44%, в Южном федеральном округе - 27, в Дальневосточном - 21, в Ставропольском крае - 20, в Тамбовской области – 20% в общем объеме производства молока. Это означает, что необходимо стимулировать молокоперерабатывающие предприятия и организации потребительского союза работу по сбору и закупке молока у населения и фермеров, занимающихся молочным животноводством. Это позволило бы дополнительно привлечь в товарные ресурсы не менее 1,0 - 1,5 млн тонн сырья.

Что для этого необходимо сделать?

- Прежде всего, наладить закупку молока у населения. В системе кооперации, перерабатывающих предприятий организовать молокосборные пункты по сбору и хранению молока, выплачивать им за эту услугу из федерального бюджета 50 копеек за каждый литр молока, заготовленного у населения и фермеров. Половину этих средств они обязаны направлять на закупку оборудования и транспорта для сбора молока.

- Выдавать молокоперерабатывающим предприятиям льготные кредиты на закупку оборудования для открытия пунктов по сбору и хранению молочной продукции, организации заготовительных кооперативов.

- Для закупок оборудования, строительства и реконструкции молочных комплексов и ферм, создания молокосборных пунктов привлечь Росагролизинг, увеличив его уставной капитал.

- Молокоперерабатывающие предприятия, предприятия потребительской кооперации должны при этом заключать с сельхозпроизводителями долгосрочные контракты на закупку молока, уточняя ежегодные цены и условия закупок.

- Требует серьезных поправок и технический регламент на молочную продукцию.

Сегодня все получатели льготных кредитов просят изменить действующий порядок выплаты сельхозпроизводителям компенсации по процентным ставкам.

О чем речь?

В настоящее время даже владельцы ЛПХ, оформив в банке двухлетний кредит под 18% годовых, обязаны ежемесячно уплачивать банку указанную процентную ставку за пользование кредитом. Банк по истечении одного месяца, при предоставлении заемщиком соответствующих документов, обязан возвратить ему ту часть кредитной ставки, которая ему компенсируется. Эти документы собираются в регионе и отсылаются в Москву, затем после формальной проверки представляются в Казначейство, и уже получив согласие, возвращаются на место. На эту «бумажную» волокиту уходит, чуть ли, не 6 - 8 месяцев. За это время кредитополучатель никакой компенсации не получает. Хорошо, если сумма кредита небольшая. А если он взят на строительство объекта стоимостью в сотни миллионов рублей, то сумма отвлеченных средств сельхозпроизводителя и его финансовые потери составляют десятки миллионов рублей.

К примеру, для граждан, взявших льготный кредит на покупку отечественных легковых автомашин, правительством установлен более справедливый и простой порядок компенсации кредитной ставки. Такую же систему целесообразно ввести и для сельхозпроизводителей. Это важно для повышения эффективности молочного животноводства, отрасли в которой инвестиции на единицу производимой продукции в 4 - 5 раз выше, чем в производстве продуктов земледелия.

По поручению Правительства РФ Минсельхозом России разрабатывается отраслевая программа по молочному животноводству. Рассмотрены предложения регионов о реконструкции и строительстве молочных комплексов и ферм. На мой взгляд, данной ведомственной программе следовало бы придать статус государственной. Дополнить ее организационными, экономическими мерами, обеспечивающими стабильное развитие этой отрасли.


Источник: Записала Раиса Губанова специально для «Крестьянских ведомостей