Среди всех проходящих в Москве и посвященных АПК выставок «Мясная и молочная индустрия» стоит особняком и предназначена скорее для участников отрасли, чем для конечных потребителей. Тем не менее, обойти ее вниманием мы, конечно, не могли, тем более, что кроме «круглых столов» и конференций это возможность пообщаться непосредственно с участниками рынка. 

О том, каковы сегодняшние тенденции в мясопереработке, и как изменились потребительские предпочтения, мы поговорили с одним из участников российского рынка, первым вице-президентом компании «Мортадель» Виталием Новиковым.

Вообще, если говорить по рынку мясопереработки в целом, надо отметить, что за 2011 год рынок значительно стабилизировался и во многом отыграл потери, вызванные кризисом. Потребительские предпочтения все более смещаются в сторону продукции, произведенной из отечественного сырья и в непосредственной близости от региона потребления. Также нужно отметить, что эта тенденция все более затрагивает регионы России. Уровень жизни, и, как следствие, потребление, повышается. Это логичное развитие рынка, которое отвечает общему настрою в обществе.

Меняются социальные ориентиры, модель общества и вместе с этим меняются и потребительские предпочтения. Это не заметно на отрезке в 1-3 года, но если мы оглянемся на 10 лет назад, то отличия будут ясно видны. Сегодня уже сформирован целый пласт потребителей, для которых цена продукции не играет большой роли. Одновременно с этим мы видим, что насыщение рынка низкоценовой продукцией достигло предела.

С другой стороны, в отрасли до сих пор не решен ряд вопросов. И, здесь основной проблемой является то, что в целом по стране уровень производственных этапов крайне неравномерен. Это ведет к тому, что на выходе мы получаем продукт, зачастую, совсем не того качества, которое требует сегодняшний рынок.

Модернизация необходима, но в, тоже время мы понимаем, что это ничего не даст. Бессмысленно повышать уровень отдельно взятой отрасли, когда все участники производственной цепи находятся на разных уровнях технологического развития.

Единственный выход, который я вижу, это развитие агрохолдингов, предприятий крупного бизнеса, контролирующих внутри собственной структуру все этапы производства. Никакой другой формат контроля над производством за время активного интереса к российскому АПК не прижился.

Одновременно с этим существует и другая проблема, сегодняшний ассортиментный ряд не в полной мере удовлетворяет потребительский спрос. Так, значительная часть предприятий продолжает выпускать «антикризисную» продуктовую линейку тем самым тормозя развитие рынка.

Вообще, сегодня очень немногие переработчики понимают, каковы на самом деле потребительские предпочтения, общее состояние рынка. Маркетинговые исследования или вообще не ведутся, или демонстрируют крайне сомнительные выводы, что заставляет задуматься о качестве этих самых исследований. Есть примеры, когда в разгар потребительского бума, переработчики выпускают целые линейки низкоценовой продукции.

Вообще, если говорить именно о маркетинговой составляющей, то в среднем, срок жизни бренда колбасной продукции составляет порядка пяти лет. За это время меняются потребительские предпочтения и надо менять рецептуру существующей продукции или выводить на рынок новый товар. Во всяком случае, чтобы соответствовать требованиям рынка, надо постоянно следить за складывающейся на нем ситуацией.

Другой негативный момент, это взаимодействия с торговыми сетями. Этот вопрос был актуален всегда, но сейчас в связи со вступлением России в ВТО, он приобретает новой значение. Российская мясоперерабатывающая промышленность нуждается в выходе на качественно новый уровень. Без этого мы не сможем конкурировать с европейскими товарами. В тоже время, та часть средств, которая могла бы пойти на техническое перевооружение, модернизацию уходит в торговые сети!

Ситуация, даже, несмотря на внимание государственных структур, не меняется.

Источник:  Автор Николай Немчинов «Крестьянские ведомости»