Правительство РФ в ближайшие 3 года направит 18 млрд руб. из федерального бюджета на строительство сельских дорог. Об этом 1 декабря заявил премьер-министр РФ Владимир Путин на заседании президиума правительства РФ.

"Мы в бюджете 2011 и последующих годов дополнительные деньги выделяем -18 млрд рублей из федерального бюджета", - сказал В.Путин.

Подробности этой экономической акции описаны в специальном соглашении Минтранса и Минсельхоза России.

Деньги на строительство сельских дорог будут выделяться из федерального дорожного фонда, а их созданием займется "Росавтодор". Конкретные места строительства дорог будет определять Минсельхоз, исходя из нескольких условий, среди которых - численность населения в поселках не меньше 125 человек и их удаленность от существующих трасс (не более пяти километров).

Средства будут выделяться траншами – 5 млрд руб. – в 2011 году, и каждый последующий год эта сумма будет нарастать на миллиард рублей.

Казалось бы, информация нормальная. Нельзя не приветствовать тот факт, что российское аграрное ведомство наконец-то вернуло себе утраченные было позиции активного участия в создании сельской инфраструктуры. Однако, пожалуй, только этим позитив и исчерпывается.

Ведь, как всегда, лукавый скрывается в деталях.

Всего в 2011 году на развитие дорожного хозяйства правительство РФ выделит 630 млрд рублей. Конечно, не все эти средства пойдут на строительство дорог. Около половины суммы или чуть меньше потратят на содержание уже существующих трасс, однако и оставшаяся часть составляет цифру немалую - $10 млрд. Повышение уровня финансирования дорожного строительства в большой части произойдет за счет повышения акциза на бензин и дизельное топливо – почти 83 млрд рублей.

И вот на этом фоне выделение на сельское дорожное строительство менее процента отпущенных средств представляется неким недоразумением, но никак не выдающимся достижением. Наверняка можно сказать, что одного только топливного акциза глубинка государству выплатит раз в 6 – 7 больше. То есть не будет совсем никаким преувеличением заявление о том, что опять за счет конкретных поборов с деревенских жителей государство латает собственные бюджетные дыры.

Слов нет, после кризиса наша экономика еще далеко не оправилась. Поэтому и бюджет Российской Федерации опять составлен с дефицитом. Смело можно заявить и о том, что федеральные трассы служат всему обществу, включая и наше село.

Но ведь селянину до этого шоссе ведь нужно еще как-то добраться, а то ведь, по данным агропромышленного комитета Совета Федерации, сегодня тридцать процентов россиян живет в сельской местности, куда доехать зачастую невозможно. По официальной статистике, в условиях полного бездорожья, у нас существуют 15 миллионов человек. Это даже больше, чем десятая часть российских граждан.

Навязло в зубах использование примеров из мировой практики, но как тут не вспомнить, что из кризиса 30-х годов прошлого века Рузвельт вывел Соединенные Штаты Америки благодаря строительству дорог в глубинке. По французскому законодательству, к населенному пункту, где проживают 5 и более граждан страны, от скоростного шоссе должен быть устроен не только автодорожный доступ, но и система дорожных указателей от ближайшего скоростного шоссе обязательно должна довести путешественника до определенного по-нашему – хутора. Китайцы всерьез взялись за идею окружить каждое сельское поселение страны сетью дорог с твердым покрытием. За пять лет, согласно принятой в 2008 году Госсоветом КНР национальной программе, шоссе свяжут все сельские регионы страны. Выделяется только на эти цели $12 млрд. Да, что говорить, если соседняя Украина намерена на сельское дорожное строительство выделить $1 млрд. А можно ли сравнить бюджеты наших стран?!

Вообще говоря, нельзя забывать, что местные сельские дороги имеют не только, а может быть и не столько социальное значение. В рекомендациях российских ведомств мало учитывается значение доведения транспортного обеспечения до малых сел и хуторов. А ведь без создания транспортной инфраструктуры мечты и призывы вернуть в оборот десятки миллионов «гуляющей» и пустующей отечественной пашни ничем, кроме как маниловщиной не будут.

Впрочем, речь идет ведь не только о далекой глубинке. Приведу конкретный пример из фермерской практики.

В конце советского периода в 12 километрах от противотанковых ежей на Ленинградском шоссе погибало маленькое село. За все годы социализма туда не была проведена сельская дорога. От железнодорожной станции это село отделяло всего четыре километра, но путь проходил через непроходимое в распутицу болото.

Но места кругом – просто чудо! Швейцария, да и только.

Так вот местный фермер на первый свой федеральный кредит проложил к этому местечку полутораполосную асфальтированную дорогу. И, что вы думаете! Деревня ожила. Теперь там одно из лучших в Московской области молочных фермерских хозяйств с надоями на уровне голландских и таким же качеством продукции. Но, главное, - о своих деревенских родственниках вдруг вспомнили дочери, сыновья, внуки и племянники, проживающие в столице и в окрестных городах. Сегодня бывшую заброшенную полуразрушенную деревню не узнать – добротные дома с современными удобствами, ухоженные палисадники, светлая церковь на пригорке…

И таких историй можно вспомнить немало.

Есть расхожий анекдот. Поздним вечером один гражданин под фонарным столбом что-то лихорадочно ищет.

- Что случилось? - спрашивает его приятель.

- Да вот, тысячерублевую купюру потерял.

- А где?

- Вот там, - указывает в сторону первый.

- А здесь-то почему ищешь?

-Так тут же светлее…

Так вот самые несложные подсчеты доказывают, что, если государство всерьез желает как-то выйти на передовые аграрные рубежи, оно обязательно должно уделить строительству и поддержанию сельской инфраструктуры самое серьезное внимание, а не строить и не искать утерянное там, где удобнее ему…

Источник: Константин Мезенцев «Крестьянские ведомости»