Техническая и технологическая модернизация сельского хозяйства – и это лишний раз подтвердила только что завершившаяся «агропромышленная неделя» в Москве – высокоэффективна и в экономическом, и в социальном плане. 

Экспозиции российских регионов, отраслевые выставки, многочисленные конференции, семинары, круглые столы показали, насколько велики возможности глубоких преобразований и в самом аграрном производстве, и в связанных с ним отраслях АПК. Очевидно вместе с тем, что этот потенциал задействован пока в очень слабой степени. И одна из причин этого – несовершенство экономического механизма модернизации, считает вице-президент Российской академии сельскохозяйственных наук, директор Всероссийского НИИ экономики сельского хозяйства, академик РАСХН Иван Ушачев. Об этом известный ученый говорил в один из дней выставки «Золотая осень 2010» в докладе на Агрофоруме «Совершенствование и эффективность технологий – основа развития и повышения устойчивости АПК».

Говоря о технической и технологической модернизации в сельском хозяйстве, следует отметить, сказал И.Ушачев, что агропромышленный комплекс, Министерство сельского хозяйства одним из первых включился в этот процесс. Здесь следует отметить: и приоритетный национальный проект, и Государственная программа, стали в некотором роде «пробой пера» в проведении модернизации российской экономики. Так, в Государственную программу включен ряд мероприятий, направленных на финансовую поддержку приобретения новой техники и технологий, инвестиционной деятельности, развитие племенного животноводства, элитного семеноводства, создание системы государственного информационного обеспечения и другие.

Таким образом с началом реализации приоритетного национального проекта и Государственной программы, на цели развития сельского хозяйства из федерального бюджета направлено более 330 млрд руб., привлечено более 1 трлн 150 млрд руб. инвестиционных кредитов.

Однако сложнейшей вопросом решения проблемы модернизации и инноваций остается экономический механизм. Ученый напомнил об одном очевидном положении: экономический механизм - это совокупность экономических инструментов, которые взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. И если отдельные из них не работают, то резко снижается эффективность и других его составляющих.

Давая в целом оценку результативности экономического механизма, можно сослаться на обобщающие показатели.

• среднегодовой темп роста валовой продукции сельского хозяйства за 2000-2010 годы (2010 г. – наша оценка) составил лишь 1,7%, а его динамика была крайне неустойчивой;

• экономика, выраженная через рентабельность сельскохозяйственных организаций, в последние три года, даже с учетом благоприятного 2008 г., снижается.

Это указывает на то, что экономический механизм далеко не в полной мере учитывает особенности процессов модернизации и в целом социально-экономического развития сельскохозяйственного производства в нашей стране, считает И.Ушачев. Одной из основных причин, сдерживающих модернизацию сельского хозяйства, является низкая доходность, а соответственно низкая инвестиционная привлекательность отрасли.

Сокращение доходности сельскохозяйственных организаций и ухудшение макроэкономической ситуации повлекло за собой существенный спад инвестиций. Если сбудется прогноз, опубликованный в Национальном докладе, то это произойдет уже третий год подряд. Можно ожидать, что за 2008-2010 гг. будет недоинвестировано в сельское хозяйство против запланированного Государственной программой объема уже около 300 млрд руб.

Еще на один момент обратил внимание ученый: мероприятия Госпрограммы, предназначенные для стимулирования модернизации, охватывают далеко не всех сельскохозяйственных товаропроизводителей. Инвестиционными кредитами воспользовались в 2009 г. менее одной трети сельскохозяйственной организации. Это относится и к другим формам поддержки сельского хозяйства. Так, в 2009 г. был застрахован лишь каждый седьмой гектар посевов. В целом основная сумма поддержки приходится на ограниченный круг товаропроизводителей. Причина: опять же низкая доходность и залоговая база большинства хозяйств.

Особенность модернизации и инновационного развития в нашей стране с позиций экономического механизма состоит еще в многоукладности сельского хозяйства. Причем, не только с точки зрения форм собственности, но преобладающих технико-технологических укладов развития производства.

Среди сельскохозяйственных товаропроизводителей лишь небольшой удельный вес занимают хозяйства, производство которых основано на инновациях и относится к пятому технико-технологическому укладу. В основном это предприятия свиноводческого и птицеводческого направления.

На другом полюсе – личные подсобные хозяйства и мелкие фермерские хозяйства, работающие на ручном труде и не вышедшие еще из 2-го уклада.

И между ними – многообразные сельскохозяйственные организации, крупные крестьянские (фермерские) хозяйства, относящиеся к 3-4 укладам, требующие модернизации.

Вывод поэтому таков: экономический механизм должен учитывать эту ситуацию; обеспечивая прирост продукции, произведенной по инновационным технологиям, он должен одновременно модернизировать производство, и готовить основную массу сельскохозяйственных товаропроизводителей к инновационному развитию. Иными словами, экономический механизм должен быть дифференцированным по каждой группе товаропроизводителей, а это задача, прежде всего, нас – ученых экономистов-аграриев.

Так же дифференциацию следует распространить и на производство с учетом природно-экономических различий регионов, и не менее важно в отраслевом плане.

Опыт последних лет показал, что действующий экономический механизм модернизации ведет к получению точечных результатов, «анклавной» модернизации, не обеспечивающей устойчивость отрасли в целом. А нам необходимо выйти на длинную волну экономического роста, таково мнение И.Ушачева..

Между тем мы наблюдаем колоссальную дифференциацию отраслей хозяйств по уровню экономики и производства: на 500 сельскохозяйственных организаций приходится около 50% выручки и 40% прибыли от реализации сельскохозяйственной продукции.

На наш взгляд, считает ученый, для повышения уровня доходности нам необходимо

• изменить неэквивалентность межотраслевого обмена;

• рационализировать ценовые отношения и совершенствовать механизм регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

• развивать кооперацию и инфраструктуру агропродовольственного рынка;

• оптимизировать поддержки в области кредитования, страхования, налогообложения.

Это только часть очень сложных вопросов модернизации АПК, но надо осознать, что без комплексного их рассмотрения экономический механизм технической и технологической модернизации не обеспечит устойчивого развития отрасли.

При этом о доходности мы говорим потому, что отрасли необходима не только прибыль для расширенного воспроизводства, но и фонд оплаты труда, который обеспечил бы приток и сохранение квалифицированных кадров.

Наряду с этим необходимо осуществление ряда организационных мер, связанных с экономическим механизмом, полагает И.Ушачев.

Эффективная модернизация и инновационное развитие может осуществляться только в условиях рационального размещения сельскохозяйственного производства. Поэтому мы вновь ставим вопрос о целесообразности разработки такой схемы. И в этом году ученые приступили к разработке этой проблемы.

Учитывая долговременный характер инвестиций в модернизацию и инновации, должно быть выведено на новый уровень прогнозирование, как долгосрочное для развития технико-технологического прогресса и формирования новых подходов к экономическому механизму, так и краткосрочное прогнозирование.

Прогнозирование позволит предупредить возникновение рисков и угроз. Одна из них – это вступление в ВТО. На наш взгляд, говорит ученый, для сельского хозяйства было принято политическое решение, а социально-экономические угрозы и риски не учтены.

В связи с намечаемым вступлением России в ВТО, Правительство берет на себя обязательства по сокращению субсидий в 2013-2017 гг. В связи с этим необходим пересмотр, как перечня мероприятий Госпрограммы, так и механизмов поддержки на следующую пятилетку с учетом требований ВТО. Нам нужно разработать новую методику составления Госпрограммы на этот период с таким расчетом, чтобы сокращая расходы по мероприятиям, относимым к «красной корзине», компенсировать потери сельхозпроизводителей и сельских жителей через увеличение мероприятий, относимых ВТО к «зеленой корзине», убежден И.Ушачев

И последнее. Модернизация сельского хозяйства не может осуществляться на базе преимущественно зарубежной техники и технологий, они обходятся значительно дороже за счет интеллектуальной ренты. Российская аграрная наука накопила немало практических решений для сельскохозяйственных товаропроизводителей, делая задел для шестого технико-технологического уклада.

Уже видны его ключевые направления развития. Это: биотехнология, основанная на достижениях генной инженерии, нанотехнологий, систем искусственного интеллекта и глобальных информационных сетей, о чем очень подробно говорилось на позавчерашней научной сессии Российской академии сельскохозяйственных наук.Так, совместно с институтами РАН получены устойчивые к гербицидам формы пшеницы, клоновые подвои яблонь и груш, земляника с повышенной устойчивостью к серой гнили. Созданы отечественные приборы для качественного и количественного анализа ДНК и РНК, которые по тест-системам не уступают зарубежным, а по отдельным параметрам превышают их.

Научными учрежденими Россельхозакадемии, говорит вице-президент РАСХН, активно ведутся биотехнологические исследования в области животноводства и птицеводства. Получены и изучаются 7 типов трансгенных сельскохозяйственных животных. Впервые получены трансгенные куры. В области клеточной инженерии разработаны методики оплодотворения яйцеклеток КРС in vitro, позволяющие получить эмбрионы для трансплантации. Разработаны методы молекулярного мониторинга генома, позволяющие существенно повышать эффективность селекции в животноводстве. Завершен цикл работ по использованию биотической микрофлоры для ликвидации дефицита лизина в организме животных. И другие.

Задача состоит в том, чтобы помочь науке реализовать свой потенциал, коммерциализировать разработки, обеспечить их массовое продвижение.

Однако для этого должны быть созданы соответствующие условия. В то же время отношение расходов государства на науку к ВВП составляет всего 0,29%. А учитывая низкую доходность сельскохозяйственных товаропроизводителей, перспективы модернизации остаются, как минимум, сложными.

Свое выступление И.Ушачев завершает выводом: при всех трудностях есть полная возможность ученым совместно со специалистами Минсельхоза сформировать такой экономический механизм, который был бы адекватен задачам модернизации АПК и постепенному переходу к инновационному типу развития. Надо лишь реально подойти к оценке ситуации и продуманно – к выработке мер по совершенствованию этого механизма. Для этого, на наш взгляд, было бы целесообразно создать Минсельхозу России и Россельхозакадемии совместную рабочую комиссию по проблемам модернизации инновационного развития АПК нашей страны.

Полностью с докладом вице-президента Российской академии сельскохозяйственных наук, директора Всероссийского НИИ экономики сельского хозяйства, академика РАСХН Ивана Ушачева можно познакомиться на сайте Agronews.ru в разделе «Документы».

Источник: Записал Юрий Савин «Крестьянские ведомости».