В последнем прогнозе Минэкономики предполагается, что по итогам текущего года уровень потребительской инфляции в стране в целом составит 13%. В регионах – свое измерение. Так, по данным Ярославстата, в феврале этого года потребительские цены на продукты питания выросли в Ярославской области на 2,4%, а инфляция за январь-февраль составила 4%. Нетрудно подсчитать, что если дело и дальше так пойдет, то инфляция в 2009 году может превысить 20%.
    А вот как обстоит дело в регионе с ценами на некоторые продукты. Сыр, мясо и рыба подорожали в феврале на 2-3%, консервы – на 4%, овощи и фрукты – на 6,3%. Но быстрее всего – аж на 13% - подскочил в цене сахар: до 30-45 рублей за 1 кг. Кстати, в целом за январь-февраль сахар подорожал на 25%, да и в марте эта тенденция сохраняется.

    В качестве хоть и небольшого, но все же утешения стоит сказать о том, что в феврале на 2-5% подешевели некоторые продовольственные товары повседневного спроса: подсолнечное масло, мука, макароны и крупы. А в марте в некоторых торговых точках начало дешеветь и молоко.

     Приведу личное наблюдение. В феврале молочное хозяйство, расположенное за Волгой, буквально на границе города, продавало «живое» молоко прямо с утренней дойки по 22 рубля за литр, а с 1 марта цена упала – к радости горожан – до 18 рублей. То есть на 18%. Уже не первый год торгующая молоком в Ярославле молодая энергичная сотрудница этого хозяйства столь значительное удешевление натурального (что немаловажно) продукта пояснила просто: «Конкуренты на пятки наступают, а хозяйству свежая копейка требуется. Вон весна на пороге. А за что ГСМ да удобрения покупать, если не за молочные деньги?».

     Добавлю к этому, что в прошлом году я уже писал на сайте AgroNews об этом хозяйстве, которое проявляет завидную предприимчивость, поставляя в город свежайшее молоко. А имени хозяйства мне по-прежнему не хотелось бы называть, чтобы не раздражать чиновников из санэпиднадзора и налоговой службы, которые время от времени устраивают за такими торговыми точками охоту. Скажу лишь, что, по словам той же молочницы, и в целом хозяйство, и его работники в последнее время стали жить намного лучше. По крайней мере, еще год назад молоко в бидонах сельхозкооператив доставлял в город в стареньком, латанном-перелатанном «козлике», а сейчас привозит в новеньком ярко-желтом «Фольксвагене».

     Получается, что и хозяйству эта предприимчивость на пользу, и горожанам. Потому что молоко в стационарных магазинах держится на уровне 22,6 – 34,2 рубля. Кстати, разброс цен на тот или иной вид продовольствия в торговых точках различного назначения подчас довольно велик. Скажем, в магазинах «шаговой доступности» сметана на 25% дороже, чем в торговых сетях, а растительное масло – на 50%.

     В Ярославской области стремительно дорожает не только продовольствие. Коммунальные тарифы, начиная с января, взлетели на 30 с лишним процентов. Конечно, ярославцы стали бурно проявлять возмущение. И правительство области признало, что в некоторых городах и селах тарифы на коммунальные услуги оказались завышенными (особенно за отопление, горячую и холодную воду), после чего тарифы было решено сделать менее высокими.

    Казалось бы, можно только радоваться. Но что же вышло в результате? Да практически ничего. Ведь, несмотря на коррективы, внесенные в тарифы, оплата коммунальных услуг продолжает расти, и вместо ожидаемого снижения оплата за февраль вновь поднялась. Правда, на этот раз ненамного: в среднем на 0,7%. Но ведь за январь коммунальные услуги уже и так безумно выросли.

     Да если бы росли только услуги ЖКХ. Скажем, с февраля на 19,4% стала обходиться дороже поездка в пригородном поезде и на 22% - в междугородном автобусе, а отправка письма и телеграммы подорожала на 20-22,5%. Но, пожалуй, самый большой шок у людей вызвало подорожание лекарств - на 20% за январь и февраль. Ведь если на продуктах питания или на письмах родным и близким еще как-то можно сэкономить, то без ущерба для здоровья сэкономить на лекарствах невозможно.

     А ведь денег у ярославцев все меньше и меньше. Сегодня 35 тысяч человек работают неполную рабочую неделю и более 4 тысяч – отправлены в вынужденный отпуск без содержания. Тем временем 3 тысячи человек уже уволены и более 7 тысяч - также скоро будут сокращены. Характерно, что одно за другим закрываются частные кадровые агентства, а их сотрудникам самим приходится искать работу.

     Как сообщил директор департамента службы занятости населения области Ю. Бородин, в регионе каждую неделю регистрируется 1500 потерявших работу людей. Между тем число вакансий тает на глазах: если в конце прошлого года было 9000 вакансий, то сегодня их всего 6500.

     Однако, по данным директора департамента службы занятости, массовые увольнения еще впереди. В течение ближайших двух-трех месяцев 32 предприятия собираются провести значительные сокращения персонала. При этом «настоящим бедствием» могут стать массовые увольнения на предприятиях «Группы ГАЗ», которых в Ярославской области немало.

     Неудивительно, что в обнародованном на днях докладе Минэнерго о социально-экономической положении субъектов Российской Федерации Ярославская область включена – в числе 17 регионов страны – в число «кризисных», где доля занятого населения в «кризисных» отраслях составляет более 25%.

     А что могут сделать власти регионов в этой ситуации? Президент России Д. Медведев считает, что очень многое. По его словам, губернаторы должны держать под контролем как вопросы ценообразования на основные продукты, так и программы занятости населения.

     Но верно и то, что в рыночных условиях бессмысленно приказывать ценам стоять и не двигаться, а директорам предприятий, продукцию которых перестают покупать, не увольнять людей. В сегодняшней ситуации губернские власти просто обязаны приложить максимум усилий к тому, чтобы если не отвести, то хотя бы смягчить удары, которые кризис наносит по огромной массе людей.

     Как это может выглядеть на деле, хочу показать на одном характерном примере. По инициативе губернатора Ярославской области С. Вахрукова правительство региона и облпотребсоюз на днях подписали договор о содействии и сотрудничестве, в результате которого жители самых дальних деревень смогут покупать товары первой необходимости по приемлемым ценам - без каких-либо наценок. А это - прежде всего сахар, соль, крупы, хлеб, консервы, предметы гигиены и бытовой химии.

     О каких же наценках идет речь? Дело в том, что сейчас в Ярославской области насчитывается от 500 до 800 так называемых «глухих» деревень, в которых живут всего-то человек пять-шесть, и куда крайне невыгодно отправлять автолавку. Ведь сколько бензина надо сжечь за копеечную выручку. Потому-то и складывалась практика наценок на товары, доставляемые жителям глубинки, чтобы оправдать дополнительные затраты на ГСМ.

     И вот теперь соглашение, о котором шла речь выше, эту проблему закрывает. Отныне облпотребсоюз бесперебойно будет привозить в «глухие» деревни товары первой необходимости и продавать их там без наценок. А правительство области, в свою очередь, оплатит работникам кооперации затраты на горюче-смазочные материалы. В итоге в выигрыше оказываются жители деревень в глубинке.

     А когда власти практически решают волнующие людей проблемы, хоть чуть-чуть облегчая их жизнь в трудные кризисные времена, это может только порадовать.


Источник: Михаил Овчаров Ярославская область «Крестьянские ведомости»