После «Укрзалзниц» обеспечением бесперебойного экспорта зерна озаботились порты. ОАО «Херсонский комбинат хлебопродуктов» (WJ Grain) и Херсонский морской торговый порт в первом квартале 2009 г. инвестируют в увеличение мощностей по перевалке.
     «Как минимум два судна будут одновременно находиться под погрузкой и выгрузкой. Сегодня же одно судно швартуется, второе ждет своей очереди на рейде»,- сообщили в ХМТП. Реконструкция делается под зерновые грузы (на них приходится около 40% перевалки) - в текущем году предприятие прогнозирует сокращение перевалки грузов в порту на 17,8%, до 3,5 млн т, и снижение это произойдет из-за спада в химической и горно-металлургической промышленности, пишут «Экономические Известия».

     В Кременчугском речном порту проект по строительству зернового терминала реализует компания «Нибулон» - для перевозки зерна с сельхозпредприятий Полтавской области. «У нас есть несколько интересных проектов, связанных с реанимацией Днепра,- говорит местный губернатор В. Асадчев.- Перевозить зерно водой стоит в пять раз дешевле, чем железной дорогой, потому нужно развивать порты и, в частности, Кременчугский».

     Наращивание мощностей портовой инфраструктуры необходимо для обеспечения бесперебойного экспорта зерна, объем которого прогнозируется в этом сезоне на уровне рекордных 25 млн т. «В принципе, пока на прогнозируемый показатель в 25 млн т мы выходим,- говорит руководитель аналитического департамента компании «Про Консалтинг» А. Соколов.- Конечно, переходящие остатки зерна будут, но не фатальные и, возможно, меньше, чем в прошлом году, несмотря на существенное увеличение урожая». По его словам, стимулирует экспорт рост цен, наконец-то начавшийся на мировых рынках. «Цены на внешних рынках поднимаются, и на протяжении весны аграрии рассчитывают получить основные прибыли, поэтому я не вижу причин, чтобы экспорт застопорился»,- говорит господин Соколов. Он отметил, что сейчас инфраструктура не перегружена, поскольку просели перевозки по многим категориям грузов. «В частности, в октябре-ноябре, когда экспорт металлургических грузов существенно снизился, за счет зернового экспорта транспортники выровняли показатели»,- говорит эксперт.

     В. Лапа, руководитель группы экспертов ассоциации Клуб аграрного бизнеса отмечает, что тормозящими экспорт факторами традиционно выступали не порты, а недостаток зерновозов, заторы на направлениях, несовершенство транспортных развязок. «Но это проблемы «Укрзалзниц», а тут что-либо изменить сложно, учитывая, что это госмонополия,- говорит В. Лапа.- В то же время в портах основные трейдеры или уже построили, или инвестируют в собственные перевалочные мощности, снижая зависимость от госкомпаний». Он отметил, что существующих на сегодня мощностей достаточно для выполнения плана по экспорту зерна. «В пиковые периоды экспорт превышал 2 млн т в месяц, так что существующая инфраструктура позволяет перевалить заявленные объемы. Хотя некоторые затруднения в период пиковых нагрузок не исключены»,- считает эксперт.

     Шаги к оптимизации пропускной способности дорог к портам уже предприняла «Укрзалзниця», запланировав строительство вторых путей в направлении черноморских портов.

     Объемы экспорта зерна, масличных культур, подсолнечного масла являются одним из постоянных важных источников поступления валюты на Украину. Всего, по данным Украинской аграрной конфедерации, с начала 2008/2009 маркетингового года (июль 2008 г.- июнь 2009 г.) по состоянию на 1 февраля прогнозируемый объем экспорта зерна составит более 14 млн т, а масличных культур - 2,7 млн т.


Источник: Агентство АгроФакт