Экс-глава компании «Югтранзитсервис» («ЮТС») Кирилл Подольский организовал новую трейдерскую компанию — «Валары», использовав образ автора «Властелина колец» Толкиена, в чьей мифологии валары воплощают высшие силы. Новая компания Кирилла Подольского «Валары» заключила первые экспортные контракты. Участники рынка сходятся во мнении, что у «Валаров» будут хорошие перспективы, если они не попытаются быстро отвоевать рынок. Между тем новое руководство «ЮТС», подведя довольно скромные итоги деятельности в 2006 году, обвинило предыдущую команду менеджеров в мошенничестве.

На прошлой неделе произошли два события, которые можно оценивать по отдельности или в их взаимосвязи. Самым громким оказалось обвинение в мошенничестве.

— Последние несколько месяцев в компании велась аудиторская проверка, в результате которой были выявлены факты мошенничества в действиях прежнего руководства, — заявил N гендиректор «ЮТС» Андрей Коробко. — Значительная часть материалов нами уже передана в правоохранительные органы. Возбуждаем уголовное дело не мы, а правоохранительные органы, поэтому я не могу назвать точную дату, но фактов для этого достаточно, поэтому я не сомневаюсь, что это произойдет в самое ближайшее время. В результате возбуждения уголовного дела мы надеемся, что компания сможет вернуть хотя бы часть ущерба, который ей был причинен. В настоящее время мы оцениваем его в размере 55 млн рублей.

Второе событие прошло тихо. Начала работать компания, создать которую Кирилл Подольский пообещал сразу после вынужденного ухода из «ЮТС» (см. «Город N», № 45 (703)).

— Командой менеджеров, ранее управлявшей «ЮТС», образована трейдерская компания «Валары», чьи офисы уже работают в Таганроге, Москве, Швейцарии, — заявил корреспонденту N Кирилл Подольский. — В ближайшее время откроется офис в Киеве. Нами уже подписаны первые контракты. Компания целиком находится в руках топ-менеджеров, контрольный пакет принадлежит мне.

Именно с началом деятельности своей новой компании Кирилл Подольский связывает появление обвинений в его адрес.

— Я уверен, что заявления руководства «ЮТС» связаны с началом работы нашей компании, — сообщил корреспонденту N Кирилл Подольский. — Даже правоохранительные органы, пока нет решения суда, высказываются более осторожно, чем руководство «ЮТС». Я не уверен, что они будут передавать правоохранительным органам какие-либо материалы, которые, теоретически, могли бы стать основанием для возбуждения дела, потому что никаких материалов нет. Мы намерены обращаться в суд. Сейчас этим вопросом занимаются юристы. На основании тех заявлений, которые сделаны на сегодняшний день, я буду требовать возмещения морального ущерба. Если заявления не прекратятся, у нас появятся основания говорить о клевете, подпадающей под действие Уголовного кодекса. Руководство «ЮТС» умышленно пытается оказать на нас давление. Поскольку ушли от них не пять человек, как они заявляли, а около сорока ключевых менеджеров. В результате, я думаю, бизнес стал терять управляемость, а нынешнему менеджменту нужно как-то отчитываться перед акционерами. Сейчас делается попытка свалить ответственность за ситуацию в компании на бывшее руководство.

— Я не знаю, о чем заявляет Кирилл Подольский, — отвечает Андрей Коробко. — Кадровых потерь у «ЮТС» нет. Ушли несколько человек — бывших руководителей компании. Да, нам известен ряд случаев, когда прежние руководители пытались переманить сотрудников на уровне среднего менеджмента, трейдеров, но люди предпочли остаться. «ЮТС» продолжает оставаться компанией, в которой стремятся работать.

Однако, по всей видимости, показатели работы этой компании за 2006 год будут не столь впечатляющими, как ожидалось. Официально выручку «ЮТС» за прошлый год еще не подсчитали, но в СМИ со ссылкой на руководство компании звучит цифра $ 470 млн, тогда как ожидалось около $ 600 млн.

Главный пункт обвинения в словах нового руководства «ЮТС» — несовершившаяся сделка по приобретению «ЮТС» ставропольского сельхозпредприятия «Дон».

— Схема в данном случае была достаточно проста: некой кипрской компании выдавался заем на покупку активов сельхозпредприятия непонятно на каких условиях и для каких целей, — говорит Коробко. — Естественно, деньги через нее просто перегонялись. Договора между «ЮТС» и «Доном» в природе никогда не существовало, компания «ЮТС» не покупала «Дон». Поэтому мне непонятны комментарии ряда бывших сотрудников, которые говорят в СМИ, что сделка по приобретению данного актива была чистой и законной.

— Сотрудники «ЮТС» прекрасно знают, что сделка по приобретению хозяйства «Дон» не была закончена только потому, что в компании сменилось руководство, — отвечает Подольский. — На тот момент мы уже фактически приступили к руководству этим хозяйством.

По словам экс-главы «ЮТС», покупателем «Дона» должна была выступить аффилированная кипрская компания. На Кипре, кстати, зарегистрирована и компания Yugtranzitservis LTD, выполняющая ключевую роль в операциях «ЮТС» на международных рынках.

Между тем сегодня активно обсуждаются перспективы нового бизнеса бывших топ-менеджеров «ЮТС». Компания «Валары» намерена в будущем приобретать инфраструктурные активы, но пока отгрузку будет осуществлять, прибегая к услугам многочисленных зерновых терминалов в акватории Дона и Черного моря. По словам Кирилла Подольского, в последние месяцы шла работа по регистрации новой компании, поиску офисов, а также установлению линий финансирования.

— У нашей команды сложилась хорошая репутация в среде банкиров, — говорит Подольский. — Для западных банков, к примеру, репутация — главное условие при работе с клиентом. У нас пока нет кредитной истории, но все понимают, кем был выстроен бизнес «ЮТС». Сегодня мы работаем с теми банками, которые нас уже хорошо знают, — Юго-Западным банком Сбербанка РФ, «Петрокоммерцем», «Центр-инвестом» и др. Сотрудничаем также с рядом западных банков, но основным нашим партнером был и остается BNP Paribas.

Перспективы «Валаров» игроки рынка оценивают в целом оптимистично.

— Подольский — опытный боец, но хорошую компанию создать с нуля, скажем, за год практически невозможно, — говорит гендиректор компании «Ростзернотранс» (входит в группу «Башнефть-Юг») Аслан Бжуков. — Вряд ли в ближайшем будущем ему удастся повторить то, что было сделано в «ЮТС». И главное, если он будет проводить стратегию молниеносной экспансии, если попытается за короткий срок вернуть былые масштабы, быстро завоевать рынок — он проиграет. Либо для этого он должен стать партнером какой-либо транснациональной компании. Но его шансы будут неплохими, если Подольский сконцентрирует усилия на достижении более реальных целей. Ведь ему нужно создавать совершенно новую компанию, вырабатывать в ней новые традиции работы. Люди, которые за ним пошли, привыкли работать в крупнейшей на рынке компании. А нужно будет работать в совершенно иной ситуации. И не факт, что все будут к этому готовы.

— Команда Подольского — одна из самых профессиональных на российском трейдерском рынке, — считает гендиректор компании «Агрофест-Дон» Сергей Басов. — В этой сфере менеджеры — самое главное. Для создания нового бизнеса необходимы также финансирование и обеспечение логистики. Конечно, если пользоваться чужими терминалами и элеваторами, стоимость продаваемого товара возрастает. Но я уверен, что новая компания в любом случае найдет свою нишу.

Впрочем, нужно отметить, что о масштабных задачах «Валаров» Кирилл Подольский пока не говорит.

Немаловажная деталь: слово «валары» (valar) сложно найти в каком-либо языке, кроме придуманного писателем Дж. Р. Р. Толкиеном квенийского, с которого слово переводится как «высшие силы». Валары — мифологические существа, создатели Средиземья — мира, придуманного автором «Властелина колец». Согласно мифологии Толкиена, валаров было четырнадцать, у каждого из них была, грубо говоря, своя сфера деятельности. Ассоциация с командой Подольского возникает довольно четкая. Название компании, таким образом, на глубинном уровне тоже оказывается инструментом борьбы — способом воздействия на конкурента и способом правильно настроить свою команду.

Газета "Деловой Ростов", Владимир Козлов