Счетная палата предлагает вернуться к практике продажи части квот на импорт мяса на аукционах. Это поможет мясокомбинатам самостоятельно закупать сырье, а бюджету — финансировать нацпроект “Развитие АПК” за счет дополнительных доходов, считают аудиторы. Действующая система распределения квот по историческому принципу не идеальна, признают мясники, но возвращаться к аукционам они не хотят.

С 2003 г. ввоз в Россию говядины, свинины и мяса птицы ограничен квотами. Например, в 2005 г. квота разрешала импортировать 27 500 т свежей или охлажденной и 430 000 т мороженой говядины (за импорт сверх квоты с компаний брали 60%-ную импортную пошлину), 467 400 т свинины (остальное — с пошлиной 80%) и 1,05 млн т мяса птицы (сверхквотный ввоз был запрещен). Минэкономразвития каждый год распределяет квоты по историческому принципу, т. е. импортировать мясо по квотам могут лишь те компании, которые уже ввозили его в предыдущие годы, причем пропорционально объему прежних поставок. До 15% квот на импорт свинины и говядины в 2003-2005 гг. продавалось на аукционах, участвовать в которых могли и те, кто импортом мяса прежде не занимался. Квоты привязаны к конкретным странам-поставщикам.

В пятницу коллегия Счетной палаты рассмотрела аналитическую записку аудитора Михаила Одинцова, изучавшего эффективность квотирования. Введение квотирования “оказало положительное влияние” на российский рынок мяса и нужно “вести консультации о его продлении в последующие годы”, считает аудитор (копия записки имеется в распоряжении “Ведомостей”). Но исторический принцип ограничивает доступ к квотам для новых игроков, а большинство мясопереработчиков от завоза сырья оказались отстранены, считает он. Аудитор пришел к выводу, что “практически весь объем сырья сконцентрировали в своих руках трейдеры, которые вынуждают работать мясокомбинаты на том сырье, которое им выгодно завозить”. К тому же широко распространилась практика “совместных контрактов”, когда с российской стороны в контракте участвуют две компании, у одной из которых есть квота, а другая является фактическим импортером, указывает он.

Решить все эти проблемы, по мнению Одинцова, можно, вернувшись к продаже части квот через аукцион. Это позволит мясопереработчикам “самостоятельно, без посредников закупать сырье” и “пресечет попытки крупных трейдеров монополизировать импорт мяса”, а заодно и “устранит нелегальный рынок импортных квот”, указано в записке. Аукционы, продолжает аудитор, позволят повысить доходы федерального бюджета, а на вырученные дополнительные средства можно профинансировать нацпроект “Развитие АПК”. Предложения Счетной палаты носят рекомендательный характер и теперь документ будет отправлен для обсуждения в Совет Федерации, Государственную думу, Минсельхоз, Минэкономразвития, участникам рынка и другим заинтересованным сторонам, пояснил Одинцов “Ведомостям”.

Главный плюс аукционов — участвовать в них могут все, признает президент Мясного союза Мушег Мамиконян. Но крупные игроки, пользуясь обширными финансовыми ресурсами, будут покупать больше квот, а затем перепродавать их и в результате ущемленными окажутся мелкие и средние игроки, оговаривается он. Опыт аукционов показал, что цена на них доводится до размера пошлины, которую придется заплатить при сверхквотном ввозе, и смысл аукциона теряется, напоминает гендиректор компании “Мираторг” (крупный импортер) Александр Никитин.

Покупка квот на аукционе была бы “гораздо более справедливой”, но лишь при отсутствии картельных сговоров, считает Ольга Гаврилова, бывший топ-менеджер испанской Campofrio (владеет комбинатом “Кампомос”, не получившим квот, когда началось распределение по историческому принципу). Но сбалансированных мер, которые бы позволили новым игрокам легко входить на рынок и одновременно стимулировали бы мясокомбинаты вкладывать в сельское хозяйство внутри страны, нет, продолжает она. “Нынешняя система не вполне справедлива, но чем меньше мы будем ее менять, тем меньше опасность, что мы помешаем развитию отечественного животноводства”, — резюмирует Мамиконян.

Анфиса Воронина. Ведомости