На сегодняшний день в России существует более 170 ГОСТов для зерна и продуктов его переработки, в том числе на продукцию и методы испытаний. Официально, в соответствии с законом о техническом регулировании разрабатывать национальный стандарт может любое лицо.

Гарантируется ли при этом безопасность для потребителей продукции, произведенной из зерновых, и есть ли необходимость в стольких ГОСТах?

Как рассказал Владимир Сорочинский, замдиректора Всероссийского НИИ зерна и продуктов его переработки (ВНИИЗ), порядок разработки стандартов регламентируется законом о техническом регулировании. Действительно, разрабатывать стандарты может как, например, научное учреждение, предприятие, так и любое физическое лицо.

Но при этом обязательное условие для разработчика стандарта - гласность разработки и участие общественности и заинтересованных организаций в его обсуждении. Это гарантирует обеспечение высокого уровня разработки стандарта и защиту рынка от опасной продукции.

«Любые стандарты включают в себя основное требование - это безопасность продукции. И если продукция не соответствует тем требованиям, которые прописаны в СанПИНе, она не должна допускаться на рынок» - отметил В. Сорочинский.

Контроль за качеством продукции осуществляет Россельхознадзор и Роспотребнадзор. Сама же процедура разработки стандартов для зерна и продуктов его переработки и контроль за их разработкой осуществляется Ростехрегулированием РФ, который является национальным органам по стандартизации.

«Производителю невыгодно выпускать на рынок некачественный товар. Ведь стандарт - это ориентир для повышения конкурентоспособности, поэтому разрабатывать ТУ с более низкими показателями по сравнению с имеющимися в ГОСТ нет смысла» - подчеркнул В. Сорочинский.

Сама процедура разработки стандартов предполагает достаточно крупные инвествложения. «Разработка наиболее значимых стандартов финансирует государство, однако значительный вклад в разработке новых стандартов должны внести и отраслевые союзы», - считает замдиректора ВНИИЗ.

Большинство имеющихся на сегодняшний день ГОСТов на зерно, по словам В. Сорочинского, разработаны в условиях плановой экономики, не отражают современного рынка и услуг, многие из них нуждаются в гармонизации с международными стандартами. «У нас до сих пор имеются стандарты тридцатилетней давности. Многие из них были разработаны в период плановой экономики, когда у нас, например, зерно разделялось на понятия - «зерно заготовляемо» и «зерно поставляемое». На сегодняшний день таких определений нет, зерно - это товар, и к нему предъявляются требования как любому товару: устойчивость при хранении, транспортировки, отсутствие вредных примесей и др.

При непосредственной разработке стандартов, как считает В. Сорочинский, необходимо сохранить баланс интересов органов государственного управления, субъектов хозяйствования, общественных организаций и потребителей. При этом гармонизация российских стандартов с международными стандартами позволит повысить конкурентоспособность отечественной продукции, например, зерна при экспортно-импортных операциях и увеличить стоимость отечественного зерна.

Во ВНИИЗе на базе которого действует технический комитет ТК-2 «Зерно, продукты его переработки и маслосемена» за последние годы разработан ряд национальных стандартов на продукцию: зерно пшеницы, муку пшеничную, муку из твёрдой пшеницы для макаронных изделий, заканчивается разработка стандарта на зерно ржи, разработаны стандарты на методы определения содержания фузариозных зерен, метод определения кислотного числа жира; разработаны предложения к программе стандартизации до 2010 г.

Однако в целом разработка новых стандартов происходит достаточно медленно. При этом, по словам В. Сорочинского, если на основные зерновые культуры (пшеница, рожь, ячмень и др.) действующие стандарты пересматриваются и разрабатываются, то для зернобобовых, крупяных культур и значительного числа продуктов переработки зерна очередь подойдет не скоро.

В целом, как считает замдиректора ВНИИЗ, чтобы ускорить процесс разработки и обновления ГОСТов на зерно и зернопродуктов (на разработку одного стандарта уходит от одного до двух лет), необходимо увеличить финансирование тех организаций, которые могут этим заниматься.

«В России источниками такого финансирования могут служить Государство в лице Ростехрегулирования, и бизнес-сообщества, которые должны быть заинтересованы в разработке национальных стандартов на продукцию своих предприятий» - отметил В. Сорочинский.

Крестьянские Ведомости