Ситуация с распространением африканской чумы свиней по территории России становится все более угрожающей. И в этом ничего неожиданного. Достаточно проанализировать публичные выступления главного ветеринарного врача России Николая Власова за последние год-два, чтобы понять: все его предостережения сбываются с какой-то фатальной, неумолимой точностью. Если бы синоптики умели так же надолго и столь же точно предсказывать погоду, экономика страны функционировала бы как часы.

Но об этом остается только мечтать.

Однако именно те, кто мог бы с максимальной эффективностью воспользоваться прогнозами главного ветеринарного врача Власова, совершено их игнорирует. Я имею в виду в первую очередь федеральные власти Российской Федерации. Ибо борьба со стихийными бедствиями (а африканская чума свиней – классический пример природной катастрофы, просто слегка растянутой во времени) есть их прерогатива. О чем неоднократно было говорено и автором этих строк, и многочисленными специалистами, которым мы давали трибуну в газете «Крестьянские ведомости», на сайте AgroNews.ru, в телепрограмме «Крестьянская застава» и на радио «Кукуруза».

Что до прогнозов, то вот как они материализуются.

Сказано было не вчера, что африканская чума свиней обязательно придет из Южного федерального округа в Центральное Черноземье, если не наладить тотальный контроль в торговле продуктами животного происхождения. Контроль не налажен, поскольку ветеринарные службы субъектов федерации по-прежнему разобщены, по-прежнему подчиняются местным властям (и только им), по-прежнему балом правит местный экономический эгоизм. То есть, если кому-то очень захочется по-тихому вывезти зараженное мясо свиней на продажу в соседний регион, никто (!) не способен этому воспрепятствовать.

Отсюда - итог 2011 года (и промежуточный итог победного шествия АЧС по стране): в октябре-ноябре свиная чума обнаружена в Острогожском районе Воронежской области, а также в Курске. По мнению главного ветеринарного врача РФ Николая Власова, которое он высказал на недавней пресс-конференции, от Ростова вирус АЧС идет в направлении Москвы и Рязани, и пока обошел Белгородскую область. Однако обольщаться не стоит, тут же добавил Власов, скорее всего, вирус придет и в этот регион.

«Рад бы порадовать, но не могу - придет. Это вопрос времени», - заявил он. Почему эпизоотическое состояние Белгородчины так важно для главного госветинспектора России?

Именно тут сосредоточено около трети всего индустриального поголовья свиней России. И если «обвалится» благополучная по АЧС Белгородская область, речь может пойти об угрозе национального масштаба. Таким образом, все усилия правительства последних лет по поддержке свиноводческой отрасти в стране в целом (в том числе миллиарды рублей, выделенные за эти годы из федерального бюджета) могут пойти прахом.

Еще один вектор движения вируса АЧС - Поволжье, и в частности, Саратов. Оттуда - Оренбург, далее - направление Омска с выходом на границы с Казахстаном.

Выход вируса на границы (с одной стороны – на украинскую, с другой – на казахстанскую) чреват, кроме прочего, свертыванием приграничной торговли и отказом торговых партнеров России покупать не только наше мясо, но и наше зерно (с зерном тоже можно завезти вирус АЧС из неблагополучного региона в благополучный). Собственно, это уже произошло. Как только вирус АЧС в декабре этого года был зарегистрирован в крестьянском хозяйстве села Кирсановка Тоцкого района Оренбургской области, минсельхоз Казахстана ограничил ввоз товаров из Саратовской и Оренбургской областей России. Кстати, почти одновременно с оренбургской вспышкой был зарегистрирован очаг АЧС и в Вольском районе Саратовской области.

Есть люди, в том числе и облеченные властью, которым до сих пор кажется, что апокалиптические прогнозы относительно АЧС – это банальное кликушество. К сожалению, воду на мельницу успокоенности льют и те, кто видит в многочисленных вспышках АЧС по всей стране всего лишь отголоски конкурентной борьбы. Мол, шумиха с карантинами по АЧС выгодна только тем, кто поставляет в Россию импортную свинину. Продадут импортное мясо – и снимут карантин.

Подобные настроения ведут к тому, что угроза АЧС как бы принижается. Это, мол, как насморк в холодную осень – кто им не переболел? Само рассосется. Таким образом «забалтывается» необходимость фундаментальных реформ, в которых нуждается ветеринарная служба в целом.

Ей, как никому нужна сейчас пресловутая вертикаль власти. При которой только и можно добиться, чтобы приказы федерального ветеринарного начальства исполнялись неукоснительно на всех уровнях. Сейчас карантин, введенный, скажем, областным ветврачом, может запросто отменить любой районный ветврач.

Второе. В пересмотре явно нуждаются положения различных законов, которые регламентируют участие ветслужбы в деятельности отдельных субъектов экономики, а именно тех, чей бизнес – разведение животных. Сегодня ветеринар не имеет права проверить хозяйство на предмет болезни животных, пока сам хозяин его об этом не попросит. Еще одна большая проблема в этой связи – отсутствие национальной системы идентификации животных. Сейчас вывези свинью из неблагополучного региона – и все, концов уже не найдешь. А надо сделать так, чтобы этот путь можно было отследить.

Отдельная тема – это контроль над популяцией диких кабанов, которые являются носителями вируса.

Или вот еще проблема: вирус АЧС в нескольких случаях был зарегистрирован в учреждениях системы исполнения наказаний, а также в воинских частях. Но там свои, ведомственные ветеринарные службы, которые, мягко говоря, не очень заинтересованы в оперативном оповещении кого-либо о том, что произошла вспышка АЧС.

Федеральный штаб по борьбе с АЧС, который сейчас возглавляет министр сельского хозяйства Елена Скрынник, постоянно сталкивается с проблемой межведомственного взаимодействия. Но ему не хватает полномочий. Максимум, что может сделать штаб, это что-то кому-то рекомендовать.

Властям региона - усилить борьбу с разросшейся популяцией кабанов, Миноброны – повнимательней следить за тем, чтобы свиней в подсобных хозяйствах воинских частей не кормили пищевыми отходами. И так далее. Но вирус «плевать хотел» на рекомендации.

Недавно главный ветврач России Николай Власов предложил повысить статус штаба по борьбе с АЧС. Путем назначения руководителем оного кого-нибудь из вице-премьеров правительства. Что ж, пока общество и Правительство не созрело для радикального исправления ситуации, связанной с разгулом АЧС, может, это и выход.

Источник: Автор Михаил Петров «Крестьянские ведомости»