На пленарном заседании Государственной Думы 8 февраля Советом Думы запланировано рассмотреть сразу три законопроекта, внесенные депутатами и предусматривающие совершенствование Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)". А на пути в нижнюю палату Федерального собрания еще один законопроект, инициированный уже федеральным правительством и касающийся так называемых стратегических компаний.

Ситуация с использованием этого рыночного инструмента действительно требует глубоких корректив. Еще в середине своего первого президентского срока Владимир Путин отмечал, что банкротство должно служить инструментом оздоровления экономической ситуации, но ни в коем случае не инструментом перераспределения собственности. И оправдано оно лишь в том случае, если проводится добросовестно.

С тех пор в закон неоднократно вносили изменения. Но и сегодня, констатировал на днях председатель Высшего арбитражного суда (ВАС) России Антон Иванов, главный дефект нашего законодательства о банкротстве состоит в том, что практически нет оздоровления предприятий. То есть результативность законодательства с точки зрения того, что сохраняются на рынке предприятия, которые способны выжить, очень низка.

И одобренные на днях правительством поправки в закон о банкротстве призваны, по словам главы Минэкономразвития Эльвиры Набиуллиной, обеспечить большую степень защиты стратегических компаний. Стоит отметить, что в данном случае речь идет о предприятиях и акционерных обществах, акции которых принадлежат государству и которые производят продукцию (работы, услуги), имеющие стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства. Перечень этих компаний, часто обладающих уникальными технологиями, ежегодно утверждается правительством. Но даже и они теряют свои активы и могут прекратить существование из-за того, что имеют, например, землю и коммуникации в экономически привлекательных территориях.

Новые поправки в закон о несостоятельности увеличивают в 10 раз – до 5 млн рублей сумму долга, при которой можно инициировать банкротство стратегической организации. Определено также, что стратегические организации не будут признаны банкротами, если размер требований кредиторов не превышает стоимости активов единого производственного комплекса компании. Изменены также процедуры судебного разбирательства с проблемными стратегическими предприятиями. Так что есть перспективы большей их защиты от коррупционных сделок и криминальных посягательств.

Весьма актуальна задача совершенствования законодательства и для предприятий агропромышленного комплекса. Приведенное ранее мнение Владимира Путина о несостоятельности как раз и было связано с практикой ее применения к сельскохозяйственным предприятиям. С тех пор мало что изменилась.

По-прежнему региональные законодатели, например, из Удмуртской республики и Самарской области, констатируют: процедура банкротств чрезвычайно редко помогала оздоровить финансы сельскохозяйственного предприятия. Как правило, имущество предприятия-банкрота покупается за копейки, а затем распродается. А жители села или деревни, для которых это сельхозпредприятие порой единственная организация, где можно работать, остаются ни с чем. Региональные законодатели вносили предложения по изменению законодательства, но они пока застревали в стенах нижней палаты федерального собрания.

На этот раз три законопроект внесены депутатами самой Государственной Думы (А.Четвериков, А.Бурков, В.Войтенко, А.Грешневиков и другие, в основном, из фракции «Справедливая Россия»). В объяснительных записках к документам, в частности, отмечается, что в настоящее время каждый пятый сельхозпроизводитель находится в процедуре банкротства. Значительная часть из них оказалась в подобном состоянии из-за несвоевременного исполнения своих обязательств. При этом величина чистых активов у большинства предприятий-банкротов значительно превосходила сумму просроченных обязательств.

Таким образом, можно сделать совершенно однозначный вывод, пишут депутаты, что большинство предприятий-банкротов располагало, как правило, в пассивах достаточными материальными ресурсами для исполнения по просроченным обязательствам. И проблема невозможности своевременной оплаты состояла, преимущественно, всего лишь во временном дефиците средств. Очевиден вывод, что по причине несовершенства действующего законодательства реально вполне благополучные предприятия сельскохозяйственного сектора и агропромышленного производства объявляются банкротами.

Что предлагают авторы законопроектов? В отличие от региональных законодателей они не говорят о необходимости резко увеличить размер долга, дающего право кредиторам возбуждать дела о несостоятельности. Столичные депутаты считают необходимым – с учетом сезонности аграрного производства - продлить процедуру наблюдения за объявленного банкротом предприятия с полугода до 18 месяцев, но не более 36 месяцев. Авторы законопроектов выступают также против закрепленной действующим законодательством практики продажи по частям объектов из состава целостного имущественного комплекса. Такой порядок, по их логике, разрушает единую технологическую цепь, и очевидно, снижают коммерческую стоимость каждого из объектов в отдельности. Целесообразным считается введение в закон нормы о реализации имущества исключительно в виде имущественного комплекса. Наконец один из законопроектов предусматривает резко снизить оплату труда арбитражных управляющих (ныне она составляет 30 - 45 тыс. рублей и более), установить фиксированный размер вознаграждения – пятнадцать тысяч рублей, что хоть как-то соотносится с нынешним уровнем оплаты труда сельчан.

Через несколько дней пленарное заседание Госдумы решит судьбу этих законопроектов. Судя по всему, «добро» авторам будет получить очень сложно. Против всех трех законопроектов высказался Комитет по собственности, считающий, что несправедливо задеваются интересы кредиторов и квалифицированных арбитражных управляющих. Да и тот факт, что инициаторами выступили соперники ведущей фракции парламента, тоже обычно играет не последнюю роль.

Но все равно остается очевидным, что нынешняя процедура банкротств не позволяет придать второе дыхание ослабевшим предприятиям. Сколько лет ведет статистику финансового оздоровления сельхозпроизводителей Минсельхоз России. Но и минувшей осенью организаций, утративших право на реструктуризацию долгов, насчитывалось более 6,2 тыс., а число тех, что успешно прошли эту процедуру, всего 473 - в тринадцать раз меньше. А на недавней встрече с банкирами глава Минсельхоза Елена Скрынник обратила внимание на застаревшие болезни: высокую закредитованность сельхозорганизаций, низкие темпы реструктуризации задолженности.

Так что вряд ли число кандидатов на процедуры банкротства уменьшится. И острота проблемы лишь усиливается. Можно просто отвергать предложения очередных авторов законопроектов, продолжая жизнь устаревшего законодательства. А можно находить обоснованные пути решения острой проблемы. Но пока от думского Комитета по собственности таких предложений озвучено не было.

Источник: Юрий Савин «Крестьянские ведомости».